Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

"На своем личном опыте я убедился, как скоро слышит Бог молитву двоих и троих, молящихся от сердца вместе".

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Есть у слова «русь» и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному.Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова 

Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: 

— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвёл! 
— На русь? — ахнул я. 
— На русь, — подтвердила хозяйка. 
— На русь?! 
— На русь 

Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, — и нет его, откажется от него хозяйка. Или мне послышалось? Записать надо слово. Достал карандаш и бумагу. В третий раз спрашиваю: 
— На русь?.. 
Хозяйка не ответила, губы поджала, обиделась. Сколько, мол, можно спрашивать? Для глухих две обедни не служат. Но увидела огорчение на моём лице, поняла, что я не насмехаюсь, а для дела мне нужно это слово. И ответила, как пропела, хозяйка: 
— На русь, соколик, на русь. На самую, что ни на есть, русь 

Осторожней осторожного спрашиваю: 
— Анна Ивановна, не обидитесь на меня за назойливость? Спросить хочу. 
— Не буду, — обещает она. 
— Что такое — русь? 
Не успела она и рта открыть, как хозяин Николай Васильевич, что молчком грелся на печи, возьми да и рявкни: 
— Светлое место! 

Хозяйка от его рявканья за сердце взялась. 
— Ой, как ты меня напугал, Николай Васильевич! Ты ведь болеешь, и у тебя голоса нет... Оказывается, у тебя и голосок прорезался. 
А мне объяснила честь по чести: 
— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда? 
__________ 
Слова Станислава Тимофеевича Романовского (1931-1996) 

Человечество изобрело вежливость вместо любви, и под этой вежливостью скрываются: тщеславие, лицемерие, лукавство, гнев и прочие страсти душевные.

На вид такой человек просто душа-человек, сразу и не поймешь его. А так как фундамент основан не на любви, очень скоро обнаруживается его внутреннее состояние, ибо такой человек двойственен: на словах говорит так, а на деле иначе.

Схиигумен Иоанн (Алексеев)

9 принципов дворянского воспитания, которые актуальны в ХХI веке. 

Вокруг русских дворян сложился образ, что они все сплошь честные, благородные, тонко чувствующие и в тоже время мужественные. Наверняка и среди них встречались
 люди с недостатками и слабостями, но все же подавляющее большинство действительно были почти мифическими созданиями, для которых честь и манеры являлись жизненно важными. 

Княжны и графы. Их стиль жизни, манера поведения и даже внешний облик – результат особого воспитания, ориентированного на идеал. Но как бывает с идеалами, четких предписаний, как его достичь не существует. И все-таки мы попытались охарактеризовать наиболее важные принципы дворянского воспитания. Если их применять в разумных мерах, можно вырастить современного Болконского. 

Чувство собственного достоинства 

Маленьким дворянам с самого детства внушали, что «кому многое дано, с того много и спросится». Следовательно, родился дворянином – изволь соответствовать – быть храбрым, честным, образованным и не для того, чтобы достичь славы и богатства, а потому что ты обязан быть именно таким. Отсюда же вытекает и концепт «дворянской чести», согласно тогдашним представлениям «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. Нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию. 

Храбрость 

Трусость плохо сочетается с благородными порывами, потому у дворян особое внимание уделялось храбрости и считалось, что ее можно и необходимо тренировать путем волевых усилий и тренировок. Причем касалось это не только юношей, которые служили в армии и на флоте, выполняя трудные задания и тем самым заслуживая уважение, но и барышень. 

Княжна Екатерина Мещерская вспоминала, что будучи девочкой боялась грозы, а старший брат втащил ее на подоконник раскрытого окна и подставил под ливень. От страха Катя потеряла сознание, а когда пришла в себя, брат вытирал ее мокрое лицо и приговаривал: «Ну, отвечай: будешь еще трусить и бояться грозы?» Потом он добавил: «А ты, если хочешь, чтобы я тебя любил и считал своей сестрой, будь смелой. Запомни: постыднее трусости порока нет». Пожалуй, до такого доходить не стоит, но отдать должное культу храбрости при воспитании детей все же необходимо, если вы, конечно, стремитесь вырастить княжну. 

Физическая сила и ловкость 

Быть храбрым и при этом тщедушным не получится, поэтому от дворян требовалась соответствующая физическая подготовка. Например, в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для «гимнастических упражнений»: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью и гребле. При этом нужно учитывать, что лицей был привилегированным учебным заведением, готовившим, по замыслу, государственных деятелей. В военных училищах требования к воспитанникам были несравненно более строгими. 

Демонстрация физической выносливости была особым шиком, тем более, что хорошей физической подготовки требовали «модные» развлечения: охота и верховая езда. Добавим, что каждый мужчина должен был быть готов выйти на дуэль. 

Самообладание 

Воистину аристократическое качество, которое всегда выделяло это сословие. Там где простой мужик обложит всех «по матушке», настоящий дворянин и бровью не поведет и с одинаковой сдержанностью отреагирует как на хорошие, так и на плохие новости. Его с детства тренировали принимать удары судьбы мужественно, с достоинством, ни в коем случае не падая духом. Жалобы, слезы, лишние сантименты – это за рамками этикета, настоящий дворянин не мог позволить себе малодушия. 

Можно, конечно, обвинить аристократов в фальши и лицемерии, но по большому счету – они правы. Во-первых, никому нет дела до ваших бед и не стоит их навязывать окружающим. Во-вторых, сберегая истинные эмоции в секрете, вы защищаете свой внутренний мир от интриг. 

Забота о внешнем виде 

«Быть можно дельным человеком, И думать о красе ногтей…». Автора этих строчек вы знаете. Дворянские дети, обязаны были выглядеть хорошо, но не для того чтобы продемонстрировать свой достаток, а из уважения к окружающим! «Истинно расположенный к людям человек не станет оскорблять чувства ближних ни чрезмерной небрежностью в одежде, ни излишней щеголеватостью», – писал граф Честерфилд. 

Культ прекрасного, царивший среди дворян, требовал полированных ногтей, уложенных волос и изысканных, но простых на вид одежд. Достаточно вспомнить туалеты Анны Карениной: «Анна переоделась в очень простое батистовое платье. Долли внимательно осмотрела это простое платье. Она знала, что значит и за какие деньги приобретается эта простота». 

Умение «нравиться» 

В отличие от современной тенденции: «любите меня таким, какой я есть», дворяне искренне старались понравиться всем и не из соображений подхалимства, а этикета. Вести себя следовало так, чтобы делать свое общество как можно более приятным для окружающих. И в этом есть резон, в конце концов, быть приятным в обществе – хороший способ сделать пребывание в нем приятным для самого себя. 

Умение нравиться было целой наукой и начиналось с простейших формулировок: «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе». 

До более сложных указаний: «Постарайся распознать в каждом его достоинства и его слабости и воздай должное первому, и даже больше – второму». 

«Сколь бы пустой и легкомысленной ни была та или иная компания, коль скоро ты находишься в ней, не показывай людям своим невниманием к ним, что ты считаешь их пустыми». 

Разве не полезный навык, который и репутацию укрепляет и нервы бережет? 

Скромность 

Под скромностью подразумевалась не зажатость или стеснительность (с ней как раз боролись, вежливый человек не должен быть скрывать свои манеры), а сдержанное отношение к своей персоне. 

Считалось, что нельзя встревать в беседы со своими комментариями или советами. «Носи свою ученость, как носят часы, – во внутреннем кармане. Если тебя спросят «который час?» – ответь, но не возвещай время ежечасно и когда тебя никто не спрашивает, ты ведь не ночной сторож» («Письма к сыну» граф Честерфилд). 

Или еще один прекрасный пример, который стоит взять на вооружение и в наши дни: «Говори часто, но никогда не говори долго – пусть даже сказанное тобою не понравится, ты по крайней мере не утомишь своих слушателей». 

Уместная, вежливая речь 

Все мы знаем, что французский язык в России был языком общения знати, но и русским они владели не хуже. Касательно речи было два негласных правила. Первое – настоящий аристократ мог наговорить гадостей и оскорблений другому аристократу, но только если они обличены в безукоризненно вежливую форму. Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул. 

Второе – речь дворянина должна быть уместной, и если он оказывался среди крестьян на базаре, то и там должен был быть «своим». Хотя это не означало, что ему позволено скатываться до хамства и вульгаризмов, но простодушные шутки вполне допускались. 

«СОММЕ IL FAUT» OU «JE NE SAIS QUOI» («так как надо или я не знаю что» франц.) 

Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, британский граф Честерфилд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступая которую человек делается нестерпимо церемонным, а не достигая её – развязным или неловким. Тонкость состоит в том, что воспитанный человек знает, когда следует пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон. 

Особенное неуловимое обаяние и притягательность дворян передавалось «из рук в руки» и во многом заключалось в благородной простоте и непринужденности поведения. 

По материалам книги Ольги Муравьевой «Как воспитать дворянина»

Наставления протоиерея Николая Гурьянова.

Батюшка вообще говорил мало, видимо он был от природы молчалив, потому его редкие высказывания были афористичными – в одной фразе заключалась целая жизненная программа. Потому так ярко запоминалось все, сказанное старцем.

1. «Наша жизнь благословенная… Дар Божий… Мы имеем в себе сокровище – душу. Если сбережем ее в этом временном мире, куда пришли как странники –наследуем Жизнь Вечную.»

2. «Ищи чистоты. Не слушай худое и грязное ни о ком… Не останавливайся на недобром помысле… Неправды беги… Правду говорить никогда не бойся, только с молитвой и, прежде, проси благословения у Господа.»

3. «Жить нужно не только для себя… Старайтесь тихонечко молиться за всех… Никого не отталкивайте и не унижайте.»

4. «Наши мысли и слова имеют великую силу на окружающий мир. Молитесь со слезами за всех – больных, слабых, грешников, за тех, о ком некому помолиться.»

5. «Не будьте слишком строгими. Чрезмерная строгость опасна. Она останавливает душу только на внешнем подвиге, не давая глубины. Будьте мягче, не гоняйтесь за внешними правилами. Мысленно беседуйте с Господом и святыми. Старайтесь не учительствовать, а мягко подсказывать друг другу, подправлять. Будьте проще и искреннее. Мир ведь такой Божий… Посмотрите кругом – все творение благодарит Господа. И вы так живите – в мире с Богом.»

6. «Послушание… Оно начинается в раннем детстве. С послушания родителям. Это нам первые уроки от Господа.»

7. «Помни, что все люди немощны и бывают несправедливы. Учитесь прощать, не обижаться. Лучше отойти от причиняющих вам зло – насильно мил не будешь… Не ищи друзей среди людей. Ищи их на Небе – среди святых. Они никогда не оставят и не предадут.»

8. Веруйте в Господа, несомненно. Сам Господь живет в нашем сердце и Его не нужно искать где-то там… далеко.»

9. «Будьте всегда радостны, и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чем не нуждается».

10. «Пекись о своем мире душевном, вот и в мире будет порядок».

11. «Положитесь, дорогие мои, на волю Божию, и все будет так, как вам нужно».

12. «Никогда не снимайте крестик. Читайте утренние и вечерние молитвы обязательно».

13. «Можно спасаться и в семье и в монастыре, только живи свято мирной жизнью».

14. «Ходи в храм и веруй Господу. Кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Смирение и молитва – главная. Одна черная одежда – еще не смирение».

...

Не мной написано)  но мое  по духу... 

Во всяком случае стремлюсь к этому... 

Я научилась сдерживать себя... 

...Научилась молчать и терпеть, когда чувства и эмоции захлёстывают меня через край... 

...Я уже не делаю никаких поспешных выводов и не совершаю необдуманных поступков...
 

...Не планирую свою жизнь на долгие годы вперёд, а сосредотачиваюсь на главном - на том, что происходит со мной здесь и сейчас... 

...У меня есть всё что мне действительно нужно!... 

...Я смотрю на мир реальными глазами и не придумываю себе того, чего в действительности не существует... 

...Я уважаю священное право этого мира не зависеть от моих желаний и представлений на его счёт... 

...Мне здесь никто ничего не должен... 

...Именно поэтому меня не мучают неоправданные надежды и несбывшиеся ожидания!... 

...Я учусь быть лёгкой, учусь слушать себя и других... 

...Радоваться каждому дню и не жалеть об упущенных возможностях... 

...Я больше не привязываюсь к людям и своим ощущениям... 

...Суетность мира уравновешивается моим внутренним спокойствием... 

...Я научилась прощать себя и других... 

...Близость для меня теперь неразрывно связана с уважением к индивидуальным внутренним границам человека... 

...Я доверяю жизни и открыта переменам!... 

...Моя самооценка базируется на безусловной любви к себе... 

...Она ни в коей мере не зависит от того, как идут мои дела, и что говорят обо мне другие люди... 

...Мне больше не нужны их одобрение и уважение, чтобы почувствовать себя хорошо или ощутить собственную важность... 

...Я нахожу поддержку и опору в самой себе!... 

...Всему этому я научилась у тишины, она - наш лучший учитель... 

...Тишина успокаивает душу и очищает сердце... 

...Она делает нас более осознанными... 

...Тишина вносит в жизнь размеренность и порядок... 

...Надо только вовремя остановиться и прислушаться к самому себе... 

...В тишине зародилась чудесная мелодия моего сердца, которая с каждым днём звучит всё чище и сильнее... 

...Тишина пробудила во мне любовь... 

...Она притягивает в мою жизнь людей и события, сонастроенные на одну сердечную частоту со мной...

Скажите, Вы когда-нибудь любили?

Эдуард Асадов

Скажите, Вы когда-нибудь любили?Скажите, в Вашем доме плыл рассвет?А голуби над головой кружилиСвой самый белый в мире менуэт?Скажите, в Вашей спальне пела вьюга?А Вы читали ей свои стихи?А в каждом взгляде Вы искали другаИ брата, как лекарство от тоски?А Вы когда-нибудь стояли на вокзале,Вдыхая сложный запах поездов,А Вам казалось, что Вы в тронном залеПочти что задохнулись от духов.Скажите, Вы когда-нибудь рыдалиНавзрыд от счастья горького с утра?А душу на салфетках отдавалиРедакторам, ревнителям пера?А Вы надеялись на Божью волю?А в осень с листьями летали в свет?А Вы благословляли свою долю,Когда любовь предастИ больше нет надежд?А Вы смиряли строгую гордыню,Пытаясь одолеть свои пути?А Вы любили так, что даже имяВам больно было вслух произнести?И если Вам хоть чуточку знакомаОшибок рябь моей шальной руки,То, значит, это Вам, а не другому,Я написала все свои стихи 

 

Печальная дама в сиреневом выплыла из ноябрьского тумана:
— Батюшка, скажите что-нибудь хорошее. Такая тоска…
— А-пель-син. ))
— Издеваетесь? Да?

— Отчего же? Когда мне грустно, знаете, что я делаю? Просто кладу на стол апельсин — у каждого должно быть под рукой маленькое солнце. Где-то хожу и что-то делаю — и бывает, что нет ни сил, ни радости, ни жизни — вязкий бесцветный сон, — а дома на столе лежит круглая улыбка из летнего золота — разве это не утешительное слово — а-пель-син, — разве вы можете удержать радость, глядя на этот бескорыстный вызов тоске, на это торжество жизни?

...Еще в моей «недалекой» монашеской юности мне врезались в память и сердце слова одного многострадального старца: «Будь ближнему солнышком».

В этом простом наставлении — мудрость человека с большим сердцем и печальными глазами. Это не от прихотливой романтики, не от книжных добродетелей, от великой любви к людям, снисходительности и сострадания родились эти слова. Такое мог сказать только человек, научившийся воистину соболезновать людям, через себя и свое живое и участливое сердце пропускать чужую боль..
Совет от тоски архимандрита Саввы (Мажуко).

«Все будет хорошо! Я узнавала!!!» — гласила надпись на асфальте мелом. Я долго в умилении стояла и уходить, признаюсь, не хотела. Кто написал и для кого — не знаю, Но эти строчки душу мне согрели как незабудки в середине мая,как белые подснежники апреля! Простая и коротенькая фраза, на первый взгляд — немудрая такая, но сколько оптимизма дарит сразу, и радостных улыбок зажигает! Все будет хорошо? Конечно, будет! И хочется поверить в это смело! Как здорово дарить надежду людям, пусть даже просто на асфальте мелом.
 

Вам встречаются люди, похожие на льдинки и колючки? А может, именно потому Господь направляет их к вам, что видит в вас достаточно тепла, которым вы сможете их отогреть?

Аму Мом

Остриё скорби, которое ты вонзишь без вины в чужое сердце, войдёт и в твоё сердце, по строгому закону возмездия: "Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф. 7, 2). Не хочешь скорби, не делай её и другому. 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
 

Знал я одного мальчика. Вид его был ангельский; смиренный, совестливый, кроткий; личико белое с румянцем; глазки светлые, голубые, и добрые и спокойные. Но когда он подрос, то стал жить нечисто и потерял благодать Божию; и когда ему было лет тридцать, то стал он похож и на человека и на беса, и на зверя и на разбойника, и весь вид его был скаредный и страшный.
Знал я также одну девицу очень большой красоты, с лицом светлым и приятным, так что многие завидовали ее красоте. Но грехами потеряла она благодать, и стало скверно смотреть на нее.
Но видел я и другое. Видел я людей, которые пришли в монахи с лицами, искаженными от грехов и страстей, но от покаяния и благочестивой жизни они изменились и стали очень благообразными.
Еще дал мне Господь увидеть на Старом Русике во время исповеди иеромонаха-духовника во образе Христа.
Он стоял в исповедальне невыразимо сияющий, и хотя он был весь белый от седины, лицо его было прекрасным и юным, как у мальчика. Подобным образом видел я одного епископа во время Литургии.
Видел я также Отца Иоанна Кронштадтского, который от природы был обыкновенный по виду человек, но от благодати Божией лицо его было благолепно, как у ангела, и хотелось на него смотреть. Так грех искажает человека, а благодать красит его.

Старец Силуан Афонский
Писания старца Силуана

Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твёрдо уверен, что ты не уйдёшь от Неё, не получивши милости. 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
 

Помолись обо мне, мой друг, 
Помолись, когда я в дороге, 
Чтобы где-то когда-то вдруг 
Я совсем не забыл о Боге. 

Помолись обо мне вдали, 
Помолись, когда мы в разлуке, 
Чтобы здесь, на краю земли 
Как Пилат не умыл я руки. 

Помолись, мой друг, у Креста, 
Чтоб как Петр на скрещенье улиц - 
Не отрекся я от Христа 
Под кудахтанье здешних куриц. 

Помолись половодьем слов, 
Помолись без единого слова, 
Чтоб гвоздями своих грехов 
Я не впился в тело Христово. 

Помолись обо мне в тиши, 
Помолись обо мне и в шуме, 
Чтоб на радость врагам души 
Злым разбойником я не умер. 

Устремляясь глазами ввысь, 
Прохожу я над самым адом, 
Молча, шепотом или взглядом, 
Где бы ни был я - помолись. 

монах Варнава

Скорбь нас очищает. В скорби человек всегда настоящий. В радости он изменяется, становится другим. В скорби он становится таким, какой он есть на самом деле. И тогда, по преимуществу, он приближается к Богу. Он чувствует свое бессилие. Часто, когда он во славе и в радости, он думает о себе, что он «пуп земли», или, если хотите, центр вселенной: «Я, и никто другой!» В страдании и скорби он чувствует себя незначительной мурашкой во вселенной, полностью зависимым, и ищет помощи и поддержки. Все мы, пережившие страдания, душевные или телесные, знаем, что никогда мы не молились так, и по качеству, и по количеству, как молились мы на одре болезни или в испытании тяжелой душевной скорбью. Но когда мы имеем все, мы забываем и о молитве, и о посте, и о многом-многом другом. Поэтому Бог и попускает страдание. 

старец Епифаний (Феодоропулос)

Самое главное — понять, что по любви браков нет. Женятся по влюбленности. Потому что любовь – это чувство, которое появляется спустя долгие годы в результате долгого труда. Точно также, чтобы получить образование, нужно хотя бы пять лет проучиться в институте. И любви тоже нужно учиться: хорошо учишься – получишь, нет — так тебя выгонят. Мы с батюшкой в браке уже тридцать шесть лет. А девушкой я думала: какая там любовь в пятьдесят с лишним лет? А она есть, растет и растет, и нет ей предела. 

Матушка Ольга Юревич

Христианин должен избегать нездоровой религиозности: как чувства превосходства перед другими по причине своих добродетелей, так и чувства своей худости по причине своей греховности. Одно дело – комплекс, а другое – смирение; одно дело – уныние, а другое – покаяние. 

прп. Порфирий Кавсокаливит

Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом — убежище для души. 

Страстотерпица императрица Александра Феодоровна

Для меня очень важны слова священномученика Владимира Амбарцумова, который рассказывал о своей рано умершей жене: «Я переставал понимать, где кончаюсь я и где начинается она». Так они любили друг друга, и в этом, как мне кажется, сущность христианского брака. Жить с таким вот взаимопроникновением, когда у человека от другого не остается никакого потайного места и никаких тайн. 

прот. Алексий Уминский

Женщина привыкла все пропускать через сердце, все сдабривать «солью, перчиком, кинзой» – чувствами, что, конечно же, есть отражение Божественной мудрости, наделившей мужчину, напротив, способностью размышлять, умозаключать, делать логические выводы. Чувства не всегда служат нам добрую службу, если человек водится лишь ими в своих оценках, если он небеспристрастен и под воздействием чувств совершает те или иные поступки. Ведь чувства обманчивы. 

Как научиться контролировать свои эмоции? 

Конечно же, трезвением. В уме должен быть лед, а в сердце – пламя. В этой антитезе: лед и пламя – залог здравой душевной деятельности человека. 

Не надо позволять чувствам воздействовать на ум и омрачать его. Для этого необходимо орошение Божией благодатью через призывание христианином имени Христова. Запечатлевай в уме своем имя Божье, молись Иисусовой молитвою – и когда укачиваешь ребенка, и когда гуляешь с мужем по парку, и когда подаешь на стол. Божественная хладность ума будет уцеломудривать сердце, научит тебя отсекать аффективные состояния и, более того, предупредит их возникновение. 

Апостол Павел учит: «Всегда радуйтесь, за все благодарите». То есть уметь видеть светлую сторону жизни, считать ее Божьим даром и доводить это убеждение до сердца, соответственно, бережно пользоваться тем, что предоставлено тебе Господом, не своекорыстно, а во славу Его. Это значит, с изюминкой, с искоркой, с удовольствием делать добро, расточать земное, дабы приобрести взамен небесное. Человек получает удовлетворение от жизни, когда он видит пред собою цель. 

Помните, как Пушкин говорил: «Смысла я в тебе ищу». И потом добавлял, находясь тогда не в лучшем состоянии: «Пусто сердце, празден ум». Наполни сердце любовью к ближнему, ум устреми к Богу – и вот уж найден смысл! Созерцание всего видимого возводит нас к Небесному Отцу. Исполнение воли Его, благой, угодной и совершенной, доступно для всякого, в любое время и на каждом месте. 

Если жена слишком эмоциональна, мужу необходимо вооружаться бесконечным терпением и снисхождением: мы не можем переделать человека под самого себя, нельзя нивелировать, то есть обезличивать личность. Поэтому если ты полюбил супругу со всем, что ей принадлежит, будь готов к тому, чтобы мягко улыбаться, снисходительно посмеиваться, но не брыкаться и не занудничать, тем паче. Не раздражаться и не гнобить свою милую за то, что она не такова, какой бы ты хотел ее видеть. Мудрость заключается в том, чтобы в иное время стачивать острые углы и благодушно воспринимать чужую ущербность. 

А иногда нужно и поучиться у супруги умению принимать близко к сердцу чужую боль и нужду, ибо все, что сделано без сердца, бессердечно, не имеет в себе внутренней силы. 

Протоиерей Артемий Владимиров

Господь так «парует» людей, чтобы они своими немощами давили на больные места и таким образом помогали друг другу меняться. Вообще я хотел быть монахом, но мне повезло: мой духовник на это однажды сказал: «Деточка, у тебя столько гордости, что тебе надо жениться!» 

Протоиерей Николай Могильный

ТЫ - ЖЕНЩИНА 
или ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ 

«Наши!», – насмешливо восклицает муж, потом вовремя вспоминает, что в детстве его учили «не показывать пальцем» и начинает всячески кивать в сторону группы женщин.
 Он страшно гордится своей наблюдательностью. Еще бы! Ты, жена, не заметила, а я сразу понял, что это женщины не простые, а православные, мало того – глубоко воцерковленные, не веришь? А вот сейчас мы с ними поравняемся. Так и есть: 

– Это у Вас, Иулия, искушение! 
– Простите, Фотиния, Христа ради… 

Фотиния (в миру Светлана, можно просто Света) оглядывается по сторонам, не находит в округе ни одного храма, яростно крестится на Макдоналдс, подбирает в охапку юбку и ныряет в московскую подземку. Там она достанет из рюкзака замасленный, обернутый в позапрошлогодний «МК» молитвослов и начнет почти бесшумно шевелить губами… 

Опознать в толпе большого города обычную прихожанку – дело несложное, но, увы, не по радостному лицу и доброму приветливому отношению мы узнаем ее. 

На голове неопределенного цвета платок. Юбка волочится по асфальту. Черная. Бесформенная. Часто бархатная, что ясно по, только этому материалу присущим, потертостям. Сношенные ботинки. Ну и хит любого сезона – его величество рюкзак! Если на нем провести миниархеологические раскопки (можно воспользоваться лезвием), вам повезет найти надпись «Олимпиада – 80!»

Это явление необъяснимо. Что-то вроде наивысшей ступени ложного смирения. Подумать только! Моде наплевательства, неаккуратности и уродливости следуют тысячи молодых женщин, призванных нести в мир красоту, выраженную не только в добрых делах и честной жизни, но и, как бы непривычно это не звучало, во внешности. 

Только у нас вместо модных глянцевых журналов – устное народное творчество, передающее десятки ложных посылов типа: 

- В храме не красуются! 
- Черный – цвет смирения! 
- В тапочках-ровесниках службу отстоять легче! 
- Я этот платок уже два года не стираю, с тех пор как к мощам приложила. Благодатный! 
- Эта юбка хоть и старая, зато «намоленная», я в ней крестилась! 

Пожалуй, тут и остановимся: кажется, добрались «до самой сути» . Изломанное, несчастное поколение женщин, которых родители не крестили в возрасте сорока дней в беленьких рубашечках, бабушки не приучали ходить в церковь в белых же, вышитых бисером платочках, а мужья не вели под венец в белых платьях. Придя в храм через боль и страдание, женщина как бы говорит: «Боженька, видишь, мне больше ничего не надо!» 

На самом-то деле, отрекаемся мы от самого простого, ведь прожить без новых туфель и сумок намного легче, чем без осуждения и злобы. И мы вновь становимся свидетелями того, как кидается на молоденькую девчонку в розовой юбочке бабушка в изношенном мужском свитере с огромной надписью на груди «ADIDASUS » со словами: «В храме не красуются…. Ты внимание привлекаешь…» 

Священники в храме облачены в красивые и опрятные одежды, почему же мы контрастируем с той радостью, которую несет православие, своим унылым видом. Ведь поход в храм – это праздник. 

Православный гардероб женщины. Естественно, это длинная юбка. С тем, что негоже женщине носить мужскую одежду (в том числе мужские свитера!), спорить никто не собирается. Но тут есть несколько важных нюансов. 

Во-первых, сама длина. Многие выбирают «миди» (намного ниже колен, но не до пола), что и понятно: не будет пачкаться о землю, особенно в слякотную погоду. Однако эта длина вообще мало кому идет, да еще при этом всегда подразумевает высокий каблук. Если это «не ваше» – а, скорее всего, дело именно так и обстоит, откажитесь от капризной юбки-миди. Лучше выберите длину «в пол». Всегда красиво, зрительно увеличивает рост и стройнит. 

Во-вторых, модель. Очень часто можно встретить прихожанку в вечерней длинной юбке и, например, футболке. Хотя происхождение такого наряда понятно: юбка хоть и вечерняя, зато удобная, возможно, перепала вам «по наследству», а вот столь же нарядная блузка не позволит спокойно креститься и класть поклоны. Все верно, просто тогда и юбку надо найти повседневную. 

И третье: стремитесь уходить от юбок «на резинке» и переходить к нормальной юбке «на молнии». Резинку придумали для того, чтобы было удобно копать картошку или мыть пол. 

Платки разные нужны… 
… разноцветные важны! О. Андрей Кураев любит говорить о том, что сейчас в храмах уже нет «белых платочков», на которых, в свое время, выстояла Церковь. Серо-грязно-черная масса . А ведь есть добрая традиция надевать на Пасху красный платок, на Троицу – зеленый, на Богородичные праздники – голубой, в Великий Пост – черный, а в остальное время – белый. Именно белый, а не белый в подковках и не белый в звездочках. 

О рюкзаках, рюкзачках и рюкзачищах 

Они полезны в паломничестве. Сослужат незаменимую службу матери с двумя малютками. В остальных случаях рюкзак красит женщину – туриста, а не женщину-женщину. 

НИКОГДА не надо: 

- Повязывать вокруг джинсов косынку. От этого они не превратятся в юбку. 

- Класть на голову носовые платки. Они все равно останутся носовыми. 

- Наматывать на голову «подручные предметы». Даже очень хорошо пристроенные на ней пакеты, кофты и газетки не превратятся в платок, увы. 

источник: pravmir.ru

Когда осуждаешь, молиться так: ведь это я, Господи, согрешаю, меня прости, меня помилуй. 

иеромонах Василий (Росляков)

О, как это страшно — не прощать ближним нашим прегрешений их! Разве мы знаем, что происходит в их сердцах? Может быть, они слезно каются пред Богом в той обиде, которую причинили нам, а мы, не желая ничего знать, грубо и безжалостно отказываем им в прощении. Вспомните, как прощал Господь, как прощал разбойника на кресте, как прощал мытарей и блудниц, слезами омывавших ноги Его. А мы часто бываем безжалостны, часто упорствуем, не прощая ближних своих. 

святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Продаются родители 

Одна из ведущих японских газет 
Внезапно дала объявленье: 
"В продаже родители. Тысяча иен". 

Народ пребывал в изумленьи. 
- Ну, времена! Что за дети пошли, - 
Молва расползалась лихая, - 
Кормили, поили родители их, 
И вот благодарность какая. 

Газету прочла молодая семья, 
Что в горе большом пребывала. 
Родителей их три недели назад 
В аварии страшной не стало. 
Они ужасались при мысли о том, 
Как горько сейчас этим людям. 
Решили - к себе бедолаг заберем. 
Детьми их приемными будем. 

Взяв адрес с собою и тысячу иен, 
Отправились за стариками 
И оказались без всяких проблем 
У виллы, увитой цветами. 
- Наверное, адрес нам дали другой. 
Какая-то вкралась ошибка. 
Но все ж позвонили у двери входной 
И дверь отворилась. С улыбкой 

Навстречу им вышел седой господин, 
Увидел на лицах смущенье: 
- Простите, мы выкупить срочно хотим 
Родителей по объявленью. 
Но, видно, в нем адрес указан другой... 
- Нет, вы не ошиблись, зайдите, - 
Старик отошел и вернулся с женой, - 
- Не стойте в дверях, проходите. 

Давая своё объявление, мы 
По правде сказать, не мечтали, 
Что кто-то захочет на плечи взвалить 
Чужих стариков и печали. 
С женою мы прожили долгую жизнь 
В богатстве и чувствах спокойных. 
Но мы одиноки и надо спешить 
Наследников выбрать достойных. 

Желание ваше вам делает честь, 
А нам вы доставили радость, 
Что люди на свете хорошие есть - 
Вы - старости нашей награда. 

Зинаида Полякова

Пусть душа в надежде замирает❤
В ожидании милости небес.
Пусть Господь всех вас оберегает.
Пусть Он вас не оставляет в доброте своей!
Христос Воскрес!!!

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО... 
означают слова "Тебе, Господи"? 

В конце любой ектении диакон или священник призывает народ в молитвенном прошении полностью предаться Господу, говоря: "Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим",
 а молящийся народ отвечает: "Тебе, Господи!" Слова эти очень важные. Их можно применить в любом случае жизни людской. 

Когда имеешь здоровье и успех в работе, возвысь сердце свое и скажи: "Благодаря Тебе, Господи!" 

Когда люди тебя уважают и хвалят, скажи про себя: "Я этого не заслуживаю, похвалы принадлежат не мне, а Тебе, Господи!" 

Когда детей отправляешь в школу, или на работу, или в армию, благослови их с порога дома своего и скажи: "Предаю их Твоим заботам - Тебе, Господи!" 

Когда нападет на тебя зависть людская или измена друга, не падай духом и не держи зла в сердце своем, но скажи: "Предаю все это на праведный суд Тебе, Господи!" 

Когда пойдешь за гробом, провожая в последний путь самого дорогого человека, шагай храбро, будто несешь подарок лучшему Другу, и скажи: "Эту любимую душу приношу в дар Тебе, Господи!" 

Когда над тобой соберутся мутные тучи бесовских искушений, муки и болезни, не отчаивайся, но скажи: "За помощью и милостью обращаюсь к Тебе, Господи!" 

Когда ангел смерти встанет около твоей постели, не бойся его, ибо он друг твой, но простись с этим светом и скажи: "Душу свою покаянную предаю в руки Тебе, Господи!" Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Верьте в Промысл Божий! Целуйте свой крестик утром и вечером, не носите его как на
вешалке — Христос оставил на Кресте свет и любовь. От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Вдыхайте эти лучи, они

невидимо проходят в душу, под действием этих
благодатных лучей человек становится благочестивым. Целуя крест, помолитесь за
близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете. Через ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас
любит. Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже
врагов своих. Целуя крестик, читайте
молитву:"Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от
страстей, и грехов, и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси
меня, и сродников, и знаемых моих (имена)".
Схиигумен Савва (Остапенко)
 

Что есть чистота сердца?
- Сердце милующее, сердце любящее...

Святой Исаак Сирин

О НОВОМ ВИДЕ ИКОНОБОЧЕСТВА... «В Рязани грибы с глазами, а у православных яйца с образами» 

В давние времена иконоборцы в Византии запрещали изготовление священных изображений и размещение их не только в храмах и публичных местах, но даже в частных домах. Православные были вынуждены тайно поклоняться иконам, пряча их от «агентов спецслужб» императоров-иконоборцев под угрозой ареста, ссылки, лишения имущества и даже жизни. 

«Пасха красная»? Теперь все изменилось с точностью до наоборот. Современные иконоборцы стремятся довести употребление священных изображений до абсурда, размещая их обильно на всевозможных бытовых предметах, тем самым профанируя сакральное и низводя дорогие для верующего сердца иконные лики Христа, Богородицы, ангелов и святых до заурядной картинки на этикетке, салфетке, сумке, посуде, одежде; до рисунка на ювелирных украшениях и женской бижутерии… 

Репродукции икон и фресок заполонили обложки книг и журналов, первые полосы газет, «украшают» календари, закладки, обложки аудио- и видеодисков... Проще, наверное, перечислить, где их пока еще нет. Но страшно: а вдруг ретивые иконоборцы сочтут это за подсказку и разместят икону в очередном непотребном месте. Благо современные технологии легко позволяют это сделать. 

Великий пост подходит к концу. Приближается Пасха. Православные верующие готовятся по традиции встретить ее куличами, творожными пасхами и крашеными яйцами. Кто-то из хозяек по старинке начинает собирать луковую шелуху, другие покупают пищевые красители или ищут старинные рецепты, по которым к Пасхе приготовливаются «крашенки», «драпанки», «крапанки», «писанки»… Однако мы живем в третьем тысячелетии. На дворе век высоких технологий. Услужливая рыночная экономика предлагает своим потенциальным потребителям не только красители самых неимоверных (и несъедобных) тонов, но и десятки видов наклеек на пасхальные яйца. 

А ведь есть еще формы, подставки, корзинки, рушники… Загляните в интернет, запустите поиск и уверяю вас, вы поразитесь полученному результату. Вот скажем один «пасхальный» интернет-магазин предлагает нам «в большом ассортименте разнообразную продукцию к Светлому празднику Пасха». Например, «Наклейки пасхальные "С ликами святых”» (на белой глянцевой бумаге с клейкой подложкой 116 цветных наклеек для декоративного украшения пасхальных яиц),— бодро сообщает нам сайт. Термопленка, термоэтикетка на 7 пасхальных яиц «Иконы Божией Матери. 

Думаете это предел фантазий? Нет, полет воображения коммерсантов не знает границ. Ассортимент наклеек широчайший — от невинных гжели, хохломы, жестово, до «православных» серий «Ангелы», «Иконы Божией Матери», «Библейская», «Православные святые», «Христианские иконы», «Монастыри» и и т.д. 

Казалось бы, зачем такое обилие «святости» и «православия» в наклейках. Ведь мы же не иконостас собираем, а всего лишь хотим яйца святить! Ответ находим тут же, на сайте магазина, на странице с рекламой серии наклеек под названием «Святая Русь»: «Пасхальные дни мы снова и снова обращаем взор к истокам православия. Здесь наше духовное начало, источник веры и вдохновения. Термопленка, термоэтикетка легка в применении, что не составит Вам большого труда украсить пасхальные яйца в канун Светлого праздника Пасхи» (орфография и синтаксис оригинала). 

Так и хочется продолжить: «В Одессе есть много таких вещей, которых не имеют других городов». И по-одесситски же добавить: «Вы хощите песен? Их у меня есть». Не угодно ли вам пасхальное яичко с наклейкой из серии «Библейская» с обнаженной Евой, искушающей в «раю сладости» еще невинного Адама? Сюжет выбран библейский, не придерешься! Может кому-то покажется, что не пасхальный, но это только на первый, не искушенный богословием и библейской герменевтикой, взгляд. 

Если же вдуматься, то очень даже в тему. Ведь, если бы Адам и Ева не согрешили в раю, не пришлось бы Сыну Божию умереть на Кресте в уничижении, чтобы потом воскреснуть во славе. Поэтому по логике сих «просветителей», таким нехитрым и выгодным для себя способом возрождающих духовные основы России, получается, что Ева с запретным плодом в руках — виновница нашей пасхальной радости. 

Остается только поблагодарить производителя, что он не предложил нам наклейку со змеем-искусителем (всё-таки грехопадение началось с него) и крепко молиться в надежде, что под действием этой чудной картинки, скрывающей в листве врага рода человеческого, куриное яйцо таки не изменится в змеиное. 

Правда, на упаковке с наклейками вы не найдете указания на способ их утилизации. Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же? Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро? Есть компромиссный вариант — сжечь в чистом месте, а пепел закопать, как положено по церковным правилам поступать с освященными предметами. 

Что такое искушения и какова их цель?

Что такое искушения и какова их цель?

Старец Иосиф Ватопедский

Искушения есть результат наше­го предательства, поскольку отказа­лись мы быть там, куда нас поместил Бог. Искушениями они называются потому, что искушают, но одновре­менно и учат нас опыту.

Все неблагоприятные обстоятель­ства, трудности, препятствия и соблаз­ны, что случаются в нашей жизни, на­зываются искушениями, потому что беспокоят нас и стесняют нашу свобо­ду, нарушают наш душевный мир. Ес­ли мы будем бдительны, то можем по­лучать от них пользу.

Искушения бывают двух видов: естественные и неестественные. Есте­ственные это те, что происходят от ес­тественного изменения той обстанов­ки, в которой мы живем, и случаются либо по воле Творца, промыслительно, либо по воле власть имущих. Не­естественные - те, что возникают, когда неразумное начало проникает в наши мысли и поступки.

Причина всему этому - наше соб­ственное богоотступничество, повлекшее за собой переворот сразу в трех сферах: бунт против Творца, против нас самих и против природы. Этим имевшим многочисленные последст­вия переворотом была ниспровергнута заложенная Творцом в природу гармо­ния, появилась порча, страдания и, наконец, смерть.

По человеколюбивому Своему до­мостроительству Бог-Благодетель снова не оставил нас, но дал нам взамен по­каяние, как возможность к исцелению. Если мы признаем нашу вину и терпе­ливо переносим происходящее с нами как справедливое взыскание со сторо­ны Бога-Промыслителя, то обращаем это себе в пользу. «Терпя потерпех Гос­пода, и внят ми, и услыша молитву мою» (Пс. 39:1) и «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22).

Если мы осознаем таинство этого «обмена», то будем подражать Госпо­ду нашему, Который Своим примером доказал, что терпением случающиеся с нами в жизни многочисленные скорби можно обратить в полезное средство для спасения. «Многими скорбями надлежит нам войти в Цар­ство Божие» (Деян. 14:22), «многи скорби праведным» (Пс. 33:20), «узок и тесен путь, ведущий в жизнь» (Мф. 7:14). И совсем уж яс­но: «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38).

Из вышеприведенных мест Свя­щенного Писания узнаем, что иску­шения - необходимое составляющее жизни и есть средство для обновления человека и его спасения.

 

Источник: старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы. Ответы афонского старца на вопросы паломников. - Спб., 2004.

 

Каковы свойства и силы человеческой души?

Каковы свойства  и силы человеческой души?

Старец Иосиф Ватопедский

Важнейшим из свойств души, со­гласно Писанию, является подобие че­ловека с Существом Бога. Человечес­кая природа, созданная по образу и подобию, в высшей степени превос­ходит природу всех других существ, которых сотворил Бог.

Ни на одном из этапов всего про­цесса творения Бог не выказал такой удовлетворенности, как только при создании человека, которое удиви­тельным образом произошло не в фор­ме повеления, как это было с другими тварями, когда «Он повелел и яви­лось» (Пс. 32:9). И место обитания человека возникло не по повелению, но «насадил Господь Бог рай на восто­ке» (Быт. 2:8).

Характернейший признак души, которую Бог вдохнул в человека, есть подобие ее своему Творцу, а это озна­чает, что душа является вместилищем Божественных свойств.

Именно это открыл нам в своем воплощении Бог Слово, называя нас друзьями и братьями, наследниками Отца Своего и Его Собственными со­наследниками.

Что же еще есть выше и значи­тельнее того факта, что человек явля­ется причастником Божественного родства по ипостаси?

Согласно апостолу Петру, Бог да­ровал нам такие блага, в которые «же­лают проникнуть ангелы» (1 Пет. 1:12).

По учению богоносных наших от­цов, сил души насчитывается четыре: воля, рассудок, мужество и справед­ливость.

Они рождаются в так называе­мом трехчастии души, а именно: в разумной части, в раздражительной и вожделевательной.

Воля занята тем, что приводит в движение раздражительную часть, рассудок, или разум, побуждает к правильному суждению и трезвению разумную часть. Справедливость направляет вожделевательную часть души к добродетели и Богу.

И, наконец, мужество упорядо­чивает пять чувств в их разумных движениях.

 

 

Источник: старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы. Ответы афонского старца на вопросы паломников. - Спб., 2004.

Слово о простоте

Слово о простоте

На Карулях — в самой безводной пустыне Святой Го­ры — был один подвижник, который для утешения и для защиты от змей и мышей имел котенка.

Однажды одна хищная птица, пролетая в небе над его пустыней, наметила себе жертву и, устремившись вниз, схва­тила своими когтями котенка.

Подвижник, огорчившись и не зная, что делать, вошел в храм и, подойдя к иконе святого покровителя аскетирия, погасил лампаду, требуя таким образом его внимания. Он рассказал святому о скорбном событии, поскольку считал его своим другом и покровителем. «Почему, святче мой, ты не защитил его?» — говорил он, сетуя.

В то же мгновение подвижник услышал за дверью мяу­канье котенка, освобожденного от пернатого хищника!

***

Нечто подобное мне рассказывал один старец об одном монахе-келлиоте. Этот монах, отлучаясь в Карею по какому- то делу, оставил дверь келлии открытой в надежде на покрови­тельство святителя Николая, которому она была посвящена.

Вернувшись, он увидел, что его келлию опустошили гра­бители. Тогда монах вошел в храм и с дерзновенным, то есть дружественным и в то же время обличающим, видом сказал святому Николаю: «Почему ты, святче, не защитил свою келлию от грабителей? С сегодняшнего дня, пока ты не по­кажешь учинивших это, я не буду зажигать тебе лампаду!».

Гак он и поступил. И действительно, через несколько дней, во свидетельство веры и простоты старца-монаха, а также жи­вого присутствия святителя Николая, грабители были обнару­жены. Более того, они сами пришли и со смирением и сокруше­нием возвратили старцу все украденные из келлии вещи.

***

В Великой Лавре жил один очень простой монах по име­ни Ермолай. На него возложили послушание пасти стадо коз­лов. [1] Он ходил в разодранной одежде, с четками в руках. Человек был бесхитростный, без тени лукавства, непосред­ственная душа, в которой обитала Божественная благодать.

Говорят, что однажды он видел Пресвятую Богородицу, идущую по Лавре, но не узнал Ее и только спросил:

— Чего тебе надобно, женщина, в Лавре?

Один рабочий поступал с ним очень дурно, ругал его, выгонял на улицу зимой, и тот терпеливо переносил все с не­досягаемым незлобием и кротостью.

О Ермолае мне много рассказывал подвижник старец Дамаскин из скита Святого Василия.

***

Мне рассказывал один очень простой, как малый ребенок, старец:

— Старые монахи были очень простыми людьми. Бесхит­ростные, нелукавые, незлобивые, настоящие овечки Божии.

***

Старец сказал:

— Молитва не утомляет, она снимает усталость. Например, что ощущает ребенок, когда находится в материн­ских объятиях? Мы не можем этого понять. Тогда только почувствуешь присутствие Бога, когда будешь ощущать себя малым ребенком. Если кто-нибудь услышит со стороны, как молятся такие люди, то скажет, что они как малые дети. А если кто увидит совершаемые ими при этом движения, то скажет, что они спятили. Потому что они — как маленький ребенок, который бежит, хватает отца за полу и просит: «Не знаю как, но ты должен сделать то и то». Однако люди, о которых я вам говорю, становятся в некоторой степени непригодными для физической работы. Каким образом? Они не могут трудиться, тело их расслабляется, конечности пере- I стают сгибаться. Когда любовь Божия изольется на челове­ка в большом количестве, она обездвиживает его.

***

Старец сказал:

— Естественная простота из природного качества очень быстро делается святостью. Однажды один простой, но свя­той человек, испытывая нужду и желая позаботиться об од­ном недужном бедняке, пошел на берег моря, где стоял храм Вознесения. Простерши руки, он сказал: «Святая Аналипси, [2] дай мне какую-нибудь рыбку для больного».

И — о чудо! — в руке у Него оказалась рыба, которую он и приготовил больному, благодаря Бога и... святую Аналипси!

Впрочем, человек простой и святой, но не имеющий рас­суждения, может и прельщенного принять за святого. Святой же разумный и опытный имеет рассуждение и отличает свя­тость от прелести. Ум — это харизма и дар Божий, как и теле­сная сила. Поэтому мы должны употреблять его так, как желает этого Бог, то есть к нашему спасению и освящению.

***

Карульский подвижник отец Филарет был приведен в Фессалоники на суд по делу кражи одним туристом ка­кой-то древней книги. У монаха не было денег, чтобы за­платить несправедливо наложенный на него штраф.

— Отец, или плати, или тюрьма,— сказали ему судьи.

— Я выбираю тюрьму. У меня нет денег. С другой сто­роны, это будет для меня напоминанием о вечной тюрьме,— ответил он.

В конце концов кто-то из верующих заплатил штраф и откупил его от тюрьмы.

Вернувшись на Святую Гору, старец говорил отцам:

— Я был избавлен от земной тюрьмы, но избавлюсь ли от тюрьмы вечной?

И когда его спрашивали: «Как ты провел время в Фессалониках, старче Филарете, каким тебе показался мир?» (а он не выходил в мир более 50 лет), старец отвечал:

— Что мне сказать вам, отцы? Все люди торопятся, то­ропятся спасать свои души. Только я один ленив и нерадив...

***

Однажды очень бесхитростный и простой в обращении старец Артемий Григориат оказался в порту Пирея [3] по делам своего монастыря. К нему подошла одна публичная женщина и пригласила к себе домой. Тот, будучи весьма простодушным, согласился.

— Слава Богу,— говорил он,— в таком столпотворении нашелся человек, оказавший мне гостеприимство.

Женщина привела его в какую-то комнату, накормила и оставила одного. Старец начал молиться по четкам. Через некоторое время женщина постучала в дверь. Но отец Артемий привык вместе со стуком слышать и «Молитвами...» [4], как говорят отцы на Святой Горе.

— Скажи «Молитвами...»,— кричал он ей, когда она сильно и настойчиво стучала в дверь,— иначе не открою.

«Если не говорит "Молитвами...", значит, точно, бесовский дух»,— заключил старец и продолжил свою мо­литву.

***

В течение двух лет я жил в исторической келлии Пре­подобного Нила Мироточивого. В этом уединеннейшем обиталище жил приснопамятный старец Мефодий, брат папа-Фотия из Симонопетра. Старец Мефодий внешне казался столь суровым и резким, что, как он сам мне го­ворил, прежние монахи дали ему прозвище «головорез». Он не был юродивым в прямом смысле этого слова, но все его поведение и внутренняя позиция, как и у боль­шинства монахов, несли в себе элементы юродства. Ме­фодий был непосредственным, прямым, осуждающим самого себя, смиренным до полного самоуничижения, не­притворным...

Он говорил:

— С детства я был суров и необуздан, однако своих старцев упокоил. Сумасшедший, взбалмошный, как меня называли, но не дал келлии погибнуть. За отцом и мате­рью не ходил, а за своими старцами Нилом, Мефодием, Харитоном и Антонием ходил и их упокоил. Неужто не спасет и меня Пресвятая Богородица? Кто любит Пресвя­тую Богородицу, остается здесь.

Старец Мефодий был совершенно неграмотным. Каж­дый раз на вечерне, когда читали канон Богородице, он хо­тел возглашать «Пресвятая Богородице, спаси нас». Он про­износил эти слова во весь голос, с такой непосредственнос­тью и умилением, что потрясалось все его существо.

Часто он говорил:

— За самую малость можно попасть в геенну. И за самую малость можно спастись. Можно спастись в лодке с одним веслом.

Он был рыбаком с давних пор. Вместе со своим старцем в качестве «рукоделия» они имели рыбацкое ремесло и продава­ли свой улов. Все море и вся суша знали геро-Мефодия, его знал весь Афон, потому что он был еще и заядлым охотником.

Свирепый на вид, отец Мефодий был снисходителен по произволению своей души. Он не был юродивым, но был как гранит, как скалы, нависающие над его каливой, в своем упорстве, одиночестве. Но душа его была доброй, гостериимной, простой, как у ребенка, который иногда упрямится, а иногда тебе улыбается. Она была подобна пуху.

Однажды он сказал мне:

— Пойду, расчищу тропу от веток. Ведь люди ходят, что­бы они не мокли. Кто-нибудь да скажет: «Спаси его, Госпо­ди». Да даже если — говорю себе — и не скажет, ты полу­чишь, благословенный, свою награду.

Этот простой монах творил все время такую молитву:

— В сей день, Господи, забери и сего нищенку (то есть его самого). Определи его к Своим рабам. Да и не хотим мы быть ни с владыками, ни со священниками, но сидеть бы на самом краешке...

***

Я знал двух монахов, на лицах которых самым живым обра­зом были запечатлены простота и незлобие. Блаженные, непос­редственные души, не знающие лести и коварства. Овцы Хрис­товы, носящие в себе Его кротость и Его смирение. По общему мнению, эти два подвижника, старец А. из скита Святой Анны и

старец П. из Нового Скита, уже пребывают в раю.

***

В столице Святой Горы, Карее, жил в последние годы один очень простой мирянин, геро-Яннис, прозванный древним, потому что он носил на ногах царухи [5] и в правой руке всегда держал посох. Однажды он пришел в братство Иоасафеев и сказал отцу В.:

— Сделай мне одну... аконку. Хочу, чтоб Богородица была в облаках в белой одежде. (Так, он говорил, ему яви­лась Пресвятая Богородица.)

— Сделаем, папа-Яннис, но она тебе выйдет дорого, эта... аконка.

-— Ты просишь много, а я дам тебе мало,— ответил он.

В другой раз папа-Яннис увидел волка, рыщущего около келлии отца Агафангела. Сотворив крестное знамение, он ска­зал:

— Пресвятая Богородица, спаси меня, и я принесу Тебе банку масла.

И действительно, утром он пошел в магазин, купил масло

и отнес его в келлию «Достойно есть».

* * *

В одной из келлий монастыря Ксиропотам жил другой простой сердцем и нищий духом мирянин по имени геро-Антоний Цукас. Один брат монах, оказавшись в тех краях, встре­тил его и спросил:

— Как поживаешь, дедушка?

— Как поживаю? Да вот, жду Пасху...

— Так Пасха ведь прошла! Уже Пятидесятница...

— Когда прошла? Пятидесятница? Но я же пощусь! Я еще не разговлялся! — воскликнул дед с недоумением и уди­вительной простотой.

Большую часть времени он проводил у диакона Фирфириса. Когда видел кого-нибудь из паломников курящим во дворе Протата, то возмущался и говорил как бы самому себе:

— Кто курит, тот проявляет неблагодарность. Церкви не нужны сигареты. Ей нужны ладан, спички и свечи...

 

Источник: Архимандрит Иоанникий (Коцонис). Афонский отечник. Издательство Саратовской епархии. Саратов, 2011

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Нa Афон запрещается завозить животных женского пола.— Пер.

 

[2] Слово «вознесение» (Αναληψη) по-гречески женского рода. Этот простой подвижник полагал, что храм освящен во имя какой-то святой жены.

 

[3] Портовый район Афин. – Пер.

 

[4] «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас»,— так принято говорить у монахов, прежде чем войти в чью-то келью. Входят только тогда, когда изнутри отвечают: «Аминь».

 

 

 

[5] Грубая крестьянская обувь, род лаптей

Наставления архимандрита Кирилла, записанные по памяти

wxX3QrG6JGo.jpg
Архимандрит Кирилл (Павлов)

 

  • Кроме Святого Духа искать больше нечего, кроме Христа другого пути нет, кроме Пресвятой Троицы спасаться больше негде.
     
  • Для мирской жизни нужно приобретать мирские знания, для духовной жизни нужно стяжать духовное разумение. 
     
  • Земные знания приобретаются волей и усидчивостью, а духовное разумение стяжается упорством и самоотречением. 
     
  • Мирские знания укрепляют эгоизм, а духовное разумение приводит к спасению от одержимости эгоизмом. 
     
  • До тех пор, пока все, что мы ни делаем, увеличивает наш эгоизм, мы увеличиваем наши скорби. 
     
  • Когда все наши действия и поступки направлены к уменьшению эгоизма и обретению благодати, мы увеличиваем нашу свободу от скорбей. 
     
  • Вся жизнь становится духовной практикой, когда ни одна минута не тратится впустую. 
     
  • Пока мы считаем себя ограниченными нашим телом, мы связаны по рукам и ногам разочарованием и смертью. 
     
  • Когда мы обретаем себя во Святом Духе, мы становимся тем, чем должны быть, – бессмертным духом человеческим, не имеющим ни границ, ни разочарований. 
     
  • Есть Церковь внешняя, и есть Церковь внутренняя. Внешняя Церковь – это те, чьи умы обращены к постижению и усвоению церковных установлений и чинопоследований. 
     
  • Внутренняя церковь – это те, чьи сердца стремятся к постижению Истины во Христе Иисусе, это Царство Божественной Любви и святости во Святом Духе. 
     
  • Если мы привязаны к этой жизни – мы не христиане. 
     
  • Все свои поступки соразмеряй с высотой своей цели: чем выше и духовнее твоя цель, тем больше помощь Божия и тем спасительнее твои действия. 
     
  • Бог каждой душе дает выбор: злые идут к своему концу, малодушные – к скорбям, а святые – к вечности. 
     
  • Что такое спасение? Когда мы не теряем благодать ни в жизни, ни в смерти. 
     
  • Монах, не гонись за чинами и почестями, стань святым – этого ждут от тебя Бог, Церковь и страна. 
     
  • Евангельскую истину можно постичь умом, но если твои поступки будут противоречить заповедям Евангелия, ты потеряешь спасение. 
     
  • Если научишься бдительно хранить малую благодать вниманием и доброй совестью, то дурные страсти не смогут преградить тебе путь к великой благодати Царства Небесного. 
     
  • Когда свой самый ничтожный грех будешь видеть как личное предательство Христа, покаяние никогда не отступит от тебя. 
     
  • Беда в том, что люди больше любят мир, в котором счастья нет, чем Бога, Который поистине есть вечное Счастье. 
     
  • Для того чтобы мир не обманул его, монах отрекается от мира, зная, что это не истинная жизнь, истинная жизнь пребывает лишь в едином Боге.
  •  
  • Чем мир обманывает душу? Тем, что прекращается внезапно, лживо обещая ей долгие наслаждения мимолетной жизнью. 
     
  • Признак души, вступившей на путь спасения, – отсутствие чревоугодия. Признак души, стяжавшей благодать, – отсутствие гневливости. Признак души, утвердившейся во Христе, – отсутствие малейших прегрешений. 
     
  • Лучше одну минуту помолиться Богу всем сердцем и всей душой, чем год молиться в лености и дремоте. 
     
  • Знание Бога без любви не приводит к спасению. Любовь – это и есть полнота богопознания.

 

 

 

Источник: Монах Симеон Афонский. Птицы небесные или странствия души в объятиях Бога.В 2-х ч. Ч.2. Старец и обретение молитвы – Святая Гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонового монастыря. Кишинев, 2015. – С. 762-764.


Я верю будет:
уютный домик, родные руки, воскресный полдник,
когда все вместе, без "если", "занят",
всем сердцем любят, когда не ранят..

Я буду!
Буду, накинув фартук, на кухне тесной готовить завтрак.
Оладьи, кофе, цветочки в вазе. И этот мир наш не смогут сглазить.

Когда же в двери украдкой подлой стучаться будет беда у дома,
её я встречу.
И знай, не струшу!
Я не позволю, забраться в душу обидам мелким, ненужным ссорам.
И ты же рядом, моя опора.

Мы будем! Будем!
..Под общей крышей, зимой холодной из летней вишни
варенье лопать с горячим чаем,
и ночью поздней тебя встречая, я буду слушать про день твой трудный..
А за окошком декабрь нудный порошей будет мести без толку, и я поставлю на стол и полки немного фото - моменты счастья.
Мы станем дома особой частью.

Ты знаешь, будут и сын и дочка.
Еще не ляжет из закуточка луч первый солнца к твоей подушке, а ты услышишь уже на ушко: "Вставай, папуля!"
И звонкий хохот.
Так день начнется наш суматохой..

Мы будем вместе.
Ладонь к ладони, слегка склонившись перед иконой,
молиться будем в субботний вечер, и в благодарность зажжем мы свечи
за наш покой, за детей, за веру..
потом бродить будем мы по скверу,
накупим сладостей дочке, сыну.. и все вернемся к теплу камина..

..Трезвон наполнит уютный домик.
К нам едут дети, воскресный полдник.
А с ними внуки, и дом вновь тесен, но все же вместе без всяких "если".
Негромко скрипнет вдали калитка, и замирая, от чувств избытка -
мы на пороге..

Так много судеб. Но сердцем верю, так будет.. будет!


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму