Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

 розы в живописи - 01

Jean-Baptiste Robie

 

Как вы думаете, сколько сортов роз существует? А если к существующим сортам добавить фантазию и видение художника? А я решил собрать небольшую галерею роз, которые вышли из-под кисти живописцев.

 

Без всякого злого конкурсного умысла, т.е. без желания найти живописца, который написал самые красивые розы. Невозможно определить критерий оценки. Начну с того, что розы это самые «древние» цветы в живописи. Вот посмотрите на ромашки или на сирень – этим полотнам совсем немного лет. А когда появились на полотнах художников розы?

Убегали года и века, изменялась мода и техника живописи, появились новые инструменты и материалы.

Красота осталась. Можно сказать, что у нежной розы вечная красота.

 

Живопись и розы

 

розы в живописи - 02

Алексей Антонов

розы в живописи - 03

Jensen Johan Laurentz

розы в живописи - 04

Дмитрий Власов

розы в живописи - 05

Raoul Maucherat de Longpre

розы в живописи - 06

Юрий Николаев

розы в живописи - 07

Mara Schasteen

розы в живописи - 08

Waheed Nasir

розы в живописи - 09

Hildegard Schwammberger

розы в живописи - 10

Oh Young Seong

розы в живописи - 11

Joanna Domagalska

розы в живописи - 12

Рамиль Гаппасов

розы в живописи - 13

Julien Stappers

розы в живописи - 14

Cecil Kennedy

розы в живописи - 15

Pieter Wagemans

розы в живописи - 16

Joseph de Belder

розы в живописи - 17

Lena Liu

розы в живописи - 18

Алексей Шалаев

розы в живописи - 19

Adrienne Henczne Deak

розы в живописи - 20

Сергей Акопов

розы в живописи - 21

Олег Тимошин

розы в живописи - 22

Frans Mortelmans

розы в живописи - 23

R. Masson Benoit

розы в живописи - 24

Римма Вьюгова

розы в живописи - 25

Frans Mortelmans

 

 Liz Goodrick Dillon. Bedtime Battle

Любопытный щенок


Тяф! А я еще не лаю,
Я еще не взрослый пес.
Весело хвостом виляю
И везде сую свой нос.

Нюхал во дворе дорожку,
У меня прекрасный нюх!
Под крыльцом разнюхал кошку,
И еще в сарае двух.

Розы нюхать очень сложно,
Есть шипы у этих роз.
Одуванчик нюхать можно,
Только желтым станет нос.

Косточку нашел! Удача!
Думаю теперь, как быть.
Очень сложная задача -
Съесть ее или зарыть?

Травка мне щекочет брюшко,
Прибежал я на лужок.
Села бабочка на ушко,
Думает, что я цветок.

Вдруг поднялся сильный ветер,
Хлынул дождь, я весь промок.
Но зато я чудо встретил!
По дороге полз шнурок!

Весело бежать по лужам,
Здорово бежать домой!
Дома в миске теплый ужин,
Дома коврик шерстяной.

Пусть гремят раскаты грома,
Хлещет дождик проливной.
Сухо и уютно дома.
Дома мамочка со мной!

© Copyright: Коваль Татьяна, 2016

 

Terry Doughty. Puppy Pail

 

Rosemary Millette. Something Old Something

 

Rosemary Millette. All Hands on Deck

 

 

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Susan Knowles Jordan

 

Щенок


Озорной у нас щенок,
Перепортил всё что мог.
Погрыз новенькие тапки,
В грязь испачкал свои лапки.

Со стола стянул котлету,
А затем порвал газету.
Успел кота нам покусать,
И на диван забрался спать.

Мы всё убрали за щенком,
Его напоим молоком.
И лает громко как звонок!
Мой самый ласковый щенок.

© Copyright: Яна Клык, 2017

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

Jim Lamb

 

German Shepherd. Lucky Enough

 

Black Lab Puppies

 

Kevin Walsh. A Grand Stand View

 

Kevin Walsh. That's My Ball

 

Kevin Walsh. Unlikely Friends

 

Kevin Walsh. Sleepy Days

 

Kevin Walsh. Pup and Friend

 

Jerry Gadamus. Chocolate Covered Dandelions

 

Robert Metropulos. All Aboard

 

Jim Killen. Just Dogs

 

Giordano Studios. Labs in a Basket

 

Giordano Studios. Porch Pals

 

Jenny Newland. Flower Playground

 

Jenny Newland

 

River of Joy

 

Victoria Wilson-Schultz. Perfect Friendship

 

Friends

 

Lynn Jones. Everything's Ducky

 

Larry Jones. Signs of Spring

 

Larry Jones. Swimming Lessons

 

Linda Pickens. The Outfielders

 

Marcello Corti. Golden Puppies

 

Jenny Newland

 

Antonella Canavese

 

Steve Read. Mischief Makers

 

Steve Read. Playtime

 

Puppy Fun

 

Andrew Farley. Pals Picnic

 

Giordano Studios. Canine Christmas

 

Giordano Studios. Naughty or Nice

 

Linda Picken. Snow Puppies

 

Linda Picken

 

Jim Killen

 

Jim Lamb

 

Jenny Newland. Puppy Surprise

 

Jenny Newland. Christmas Puppies On The Loose

 

Giordano Studios. Christmas Wishes

 

Christopher Nick. Peaceful Offering

 

Christopher Nick. Tee Time

 

Christopher Nick. Puppy Standoff

 

Jenny Newland. Christmas Puppy

https://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post451059706/

 

Мемуары баронессы Софьи Буксгевден, фрейлины Императрицы Александры Федоровны

4 февраля 2013 года в актовом зале Российского православного университета пройдет презентация издания полной версии мемуаров баронессы Софьи Карловны Буксгевден (1883-1956) — фрейлины святой страстотерпицы Царицы Александры Федоровны. Книги вышли в издательстве «ГрифЪ» при участии издательств «Лепта Книга» и «Вече». Издание посвящено 400-летнему юбилею начала царствования династии Романовых в России.

В эмиграции бывшая фрейлина последней Российской Императрицы Александры Федоровны баронесса Софья Карловна Буксгевден  написала три книги воспоминаний: «Жизнь и трагедия Александры Федоровны, Императрицы России»; «Минувшее. Четырнадцать месяцев в Сибири во время революции. Декабрь 1917 — февраль 1919 годов» и «Перед бурей». Они были изданы в Лондоне в 1928, 1929 и 1938 годах соответственно.

Сведения о жизни Софьи Карловны Буксгевден в российских источниках до настоящего времени весьма ограничены сухими выдержками из ее биографии. Имя баронессы до сих пор не столь известно, как, например, учителей Царских детей Пьера Жильяра или Сиднея Гиббса. Между тем ее имя не может быть забыто — жизнь Софьи Карловны дает нам истинный пример неимоверной преданности Императору Николаю II и Императрице Александре Федоровне, пример безграничной любви и самопожертвования — ради тех Венценосных мучеников, которые в 1917 году оказались отверженными и покинутыми ближайшим окружением, бывшими союзниками и соотечественниками.

Баронесса С. Буксгевден со своей матерью Людмилой Петровной Буксгевден (урожденной Осокиной)

В первой книге приводится подробная биография Императрицы и описывается жизнь Царской семьи. Составителям данного издания удалось найти и включить в него биографические сведения о подругах молодости Императрицы в Дармштадте. Например, о фрейлян Гретхен и Тони Беккер. Удалось найти и разыскать информацию о дальнейшей судьбе Мадлен Францевны Занотти, старшей горничной Императрицы.

Впервые на русском предоставлена подробная информация о бельгийском военном атташе бароне де Риккеле, французском военном атташе маркизе де Ла Гише, испанском после в России в 1913 г. графе де ла Виньясе.

Уточнены биографические данные о графе Якове Николаевиче Ростовцеве, заведовавшем канцелярией Императрицы Александры Федоровны, ее личном секретаре, а также Сергее Сергеевиче Кострицком — личном зубном враче Царской семьи.

Большой акцент сделан на комментариях о благотворительной деятельности Императрицы Александры Федоровны в Царском Селе в мирное и военное время. Несмотря на актуальность темы, она мало известна широкому кругу читателей. Императрица принимала деятельное участие в создании Школы нянь, Дома призрения увеченных воинов, Общины Красного Креста, Дома материнства, Казанского кладбища и церкви при нем, собственного лазарета № 3 Ее Величества в Царском Селе, строительстве церкви при деревне Каукузи (около Шухнаровской Мызы), Школы «Светелка», Серафимовского подворья между старым Петергофом и Ораниенбаумом, Дома рабочих по английскому образцу и Школы народных искусств для девочек в Санкт-Петербурге и многое другое.

Во второй книге баронесса Буксгевден описывает события в ссылке в Сибири, где находилась Царская Семья. В процессе подготовки издания стали известны новые имена и события в период правления Колчака и гражданской войны в Сибири, ранее неизвестные широкому кругу читателей. Например, выяснилось, кто именно возглавлял отдел ЧК по борьбе с контрреволюцией и был комендантом города Тюмени в 1918 г. (Владимир Иванович Шебалдин). В издании приводятся подробные сведения о семье братьев Колокольниковых, построивших несколько школ и училищ в Тюмени, докторе Льюисе, который возглавлял Американский госпиталь в Тюмени, а также рассказывается о Флоренс Фармер — сестре милосердия Американского Красного Креста, деятельности Британской военной миссии Чарльза Элиота в Сибири, генерале Ноксе и генерале Блэре.

Третья книга посвящена семье самой Софьи Буксгевден и ее службе при Императорском дворе. Подробные воспоминания детства баронессы знакомят с жизнью русского дворянства в провинции и в Санкт-Петербурге. В частности, приводится ранее неизвестный эпизод встречи маленькой баронессы с Владимиром Ульяновым в его имении под Казанью.

Второй том содержит обширные исторические комментарии. В них основной акцент сделан на биографических материалах о людях, которые входили в близкий круг окружения Царской семьи и кто не покинул их после ареста и ссылки.

В издании сохранены все авторские комментарии, оригинальные предисловия автора и предисловия редакции к английским изданиям. В книгах можно увидеть около 200 редких фото Царской семьи и семьи Буксгевден, которые публикуются впервые.

Баронесса С. Буксгевден, Великая княжна Татьяна и Великая княжна Ольга

Здесь мы приводим отрывок из воспоминаний Софьи Карловны, где она рассказывает о своем приезде в Александровский дворец осенью 1904 года:

«Однажды в ноябре Светлейшая княгиня Мария Михайловна Голицына направила записку моей маме: «Ее Величество пожелала, чтобы ваша дочь приехала на пару месяцев в Царское Село на замену одной фрейлины, которая заболела. Императрица считает, что это будет приятным событием для юной девушки, которая, должно быть, чувствует себя одинокой, когда ее брат на войне». «Но она еще подросток! — воскликнула мама. — Она никогда не наносила частные визиты сама. Она будет совершенно потеряна при Дворе». «Соня Орбелиани (фрейлина Императрицы. — Прим. автора) ей поможет, — решительно сказала старая княгиня. — Это повеление Императрицы. Вы не можете отказаться.Ваша дочь должна прибыть на место послезавтра. Жизнь будет очень спокойной, так как из-за войны приемов никаких нет».

Так я отправилась в Царское Село. Моя мать снабдила меня бесконечным списком письменных инструкций. На другом листе был список «Не делать», подчеркнутый красным карандашом. Моя голова кружилась от всех ее предупреждений. Я чувствоваласебя совершенно несчастной, когда села в придворную карету, ожидавшую меня на станции. Лакей закрыл дверь громким хлопком». Такова судьба, — подумала я. — Теперь я навсегда там»…

У меня едва хватило времени снять шляпу, когда после осторожного стука в дверь вошел «скороход». «Ее Величество просит Ваше Превосходительство спуститься», — произнес он величественно. Я внутренне содрогнулась. Все мамины наставления смешались в моей голове, когда я проследовала за ним по длинному коридоруи маленькой витой дубовой лестнице в государственные апартаменты на первом этаже. Паркет был так тщательно натерт, что я скользила точь-в-точь, как наш деревенский лакей. Залы были абсолютно пустыми. Только в «полукруглом» зале на часах стоял невооруженный солдат. Его обязанностью было отмечать имя каждого лица, проходившего через комнату, а позднее отчет вручался начальникудворцовой полиции, с указанием точного времени, когда каждыйчеловек входил и выходил. Во дворце вообще не было вооруженных часовых. Когда я прошла библиотеку, я увидела двух казаков, стоявших на часах у двери. Это был вход в кабинет Императора. Мы прошли по другому проходу через маленькую гостиную с современной мебелью, обитой светло-желтым шелком, и паж Императрицы в темно-синем камзоле с латунными пуговицами открыл дверь в сиреневый будуар Императрицы. Это была ее личная гостиная, гдеона обычно принимала семью и самых близких друзей.

Я сразу обратила внимание на мебель из светлого розовато-лилового с полосками шелка, глубокие удобные кресла, однообразную массу картин на стенах, пианино, диван с кружевным покрывалом, стопки фотографий повсюду и огромные букеты белой сирени в высоких вазах по всей комнате. Императрица подошла поприветствовать меня, одетая в модное платье к чаю из розового шелка, отделанного кружевами. Ее четыре маленькие дочери были одеты одинаково в белые с большим вырезом у шеи платья из вышитого батиста, их волосы были украшены голубыми бантами. Они застенчиво поприветствовали меня, глядя на меня с любопытством, как на диковинного зверька. Во дворце не было фрейлины моего возраста, и было очевидно, что они решали, принять меня или нет.

Великие княжны Мария и Ольга, Царевич Алексий, Анна Вырубова, Великие княжны Анастасия и Татьяна, справа — С. Буксгевден

Императрица спросила, удобные ли у меня комнаты, и сказала мне, что она надеется, что в этот вечер я буду с ними обедать. Когда она со мной беседовала, полненькая трехлетняя, самая младшая, Великая Княжна со светлыми глазками, в которых уже проявлялось то веселье, столь заметное впоследствии, вступила в разговор: «А ты будешь с нами играть, новая дама? — спросила она. — А ты умеешь бегать?» Она вопросительно смотрела на меня уголком одного глаза, изредка слегка посапывая, так как в младенчестве у маленькой Великой княжны Анастасии был постоянный насморк.

«Анастасия, маленькая обезьянка, невежливо задавать людям такие вопросы», — смеясь, сказала ее мать. «Но я хочет знать», — настаивала малышка на своем неправильном английском. У Великой княжны была няня англичанка, мисс Игер, но весь штат нянь был русским, и умненькие маленькие девочки справлялись с обоими языками.

«Давайте поиграем в прятки», — предложила ее старшая сестра Татьяна. «Ну, если Иза (именно так часто называли баронессу Буксгевден — Т.М.) не возражает, то можно, только на десять минут», — сказала Императрица, сдвигая мебель. Шелковый шарф, лежавший под рукой, повязали Татьяне. Мне кажется, она украдкой поглядела в мою сторону и стала меня ловить, а когда подошла очередь завязать мне глаза, радостные возгласы маленьких княжон выдавали их движения, чтобы их поймать. Но когда я пыталась это сделать, с криками радости они обязательно ускользали. Маленькая Мария, шести лет, потянула меня за пояс. Быстро повернувшисьв незнакомой комнате, я чуть было не завалилась в кресло, что произошло бы, не предупреди меня Императрица, смеясь: «Стой! Берегись! Повернись налево». Наконец, я поймала десятилетнюю Великую княжну Ольгу, и наша игра подошла к концу. «Все остановитесь! — сказала Императрица. — Несут маленького».

Я развязала глаза и увидела, как вошла няня на руках с трехмесячным Цесаревичем. Он был очаровательным малышом, и никтобы не поверил, что он носил в себе врожденную болезнь. Даже в том младенческом возрасте у него были большие темно-голубые глаза. Он был толстеньким и розовощеким, и на щечках появились две очаровательные ямочки, когда он издал радостные звуки и потянул ручки к маме. Я никогда не забуду взгляд Императрицы, когда она его взяла у няни. Она сияла, разговаривая с ним на детском языке и щекоча его толстенькую шейку, пока он трогал ее бриллиантовые кольца.

«Какой он красивый!» — воскликнула я с искренним восхищением. Императрица с гордостью улыбнулась. «Он такой хорошенький, — сказала она. — Он почти не плачет. Попробуй, какой он тяжелый. Просто возьми его на руки». Я действительно была горда,когда держала на руках малыша, который, как я была уверена, через какое-то время станет моим Царем. Казалось, я ему понравилась, а может, ему нравились сверкавшие бриллианты на моей броши, которые он захватил ручками, и он издавал радостные звуки, когда я носила его по комнате. Няня ушла, а Императрица, взяв его у меня, понесла его через комнату в аккуратную колыбельку, всю в белых кружевах и голубых лентах. «В ней спали все мои дети, — сказала она. — Мне нравится, чтобы они были со мной в комнате, когда я читаю или пишу. Я всегда поднимаюсь наверх, чтобы его искупать — на него так приятно смотреть в это время».

«Скоро подойдет Император к чаю», — сказала она, отпуская меня. Чувствуя себя уже гораздо легче с Ее Величеством и важно пообещав Великим княжнам на следующий день прийти в их детскую и посмотреть их игрушки, я вернулась в свои комнаты».

Хочется верить, что российские читатели с интересом встретят три книги мемуаров баронессы Софьи Буксгевден, чья жизнь была посвящена любви и преданности Августейшей Семье Императора Николая II.

 

Сеть: искушение отчуждением

Роман Носиков








Сеть, как и любой другой феномен, образующий взаимодействие людей, стал, наконец, предметом научного исследования:





«В начале 2013 года совершенно непрофильным научным заведением (Центром по изучению коммуникаций, связанных с изменениями климата, при Университете Джорджа Мейсона) было проведено исследование особенностей сетевого общения. Создавалась корреляция с “Черной Тетрадой” — набором из четырёх психологических характеристик — нарциссизмом (мания величия, высокомерие, эготизм и отсутствие эмпатии), макиавеллизмом (склонность к циничному манипулированию и эксплуатации окружающих), психопатией (склонность к антисоциальному поведению, импульсивность, отсутствие угрызения совести) и садизмом (получение удовольствия от нанесения боли и страданий).

Результаты просто ошеломляющие: мера проявленности “Черной Тетрады” у сетевых троллей не просто на несколько порядков превосходит эти качества у всех остальных групп, но в буквальном смысле зашкаливает. То есть перед нами совершенно больные в психическом смысле слова люди. На полную голову»

(Сергей Голубицкий. От Лулзов к Черной Тетраде: печальная эволюция форумных активистов)


Открытие просто невероятное.


Оказалось, что сетевые тролли — жестокие, равнодушные, эгоистичные и аморальные люди. Кто бы мог подумать?

Зачем проводить исследование на тему, по которой предельно точно может высказаться практически любой человек?

Ну, я имею в виду человека, который читал Толстого, Достоевского, Чехова…. Ах, да. Теперь понятно, зачем.

Тогда переформулируем вопрос: Почему желание изучить агрессивных хулиганов возникло именно в Сети?

Это уже интереснее.

Сеть создала уникальные в своем роде условия, в которых мы можем понаблюдать результат идеальной атомизации общества, в которой человек человеку — никто. Людей в Сети не связывают никакие отношения. Полностью отсутствует какая-либо зависимость членов сетевого общества друг от друга. Собственно в этом смысле Сеть вообще невозможно назвать обществом. В нем не работают общественные регуляторы в смысле принуждения.

Поведение членов Сети по отношению друг к другу — максимально свободно. Этой свободе способствует анонимность и почти полное отсутствие государственного управления.

В Сети нет семей, нет трудового коллектива, нет Родины. Тут нет ничего, что ты не вводишь в свой мир сам.

Сеть — царство абсолютной и безграничной свободы, которая может быть ограничена только по собственному желанию пользователя.
«

Мы имеем глобальный эксперимент по моделированию идеального либертарианского общества
»

В результате мы имеем глобальный эксперимент по моделированию идеального либертарианского общества за вычетом одного очень важного условия — кроме Сети мы обитаем еще и в реальном мире, где есть и государство, и семья, и ближние, а следовательно, мы имеем соответствующие ценности, соответствующие культурные коды, поведенческие сценарии.

А теперь представьте, что этого нет.

То есть у человека не возникает никакой культуры взаимоотношения с людьми как с ближними. Ей просто неоткуда возникнуть по той простой причине, что никаких ближних у человека может никогда не быть с самого рождения. Под «ближним» я имею в виду классическое определение, данное в Евангелии: «Тот, кто оказал милость» (см. Лук. 10:37).

Сетевая среда просто идеальна для изучения всего того, что произойдет с человечеством и человеком в идеальном либертарианском обществе — троллинг, порнография, виртуальный секс и так далее и тому подобное — выданное полным перечнем еще ап. Павлом: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9–10). Сетевые тролли — это, собственно, и есть идеальная, выращенная в идеальной среде словно в пробирке, форма «злоречивого». Эталон. Хоть в палату мер и весов относи.

Многие относят к злоречивым людей бранящихся, ругающихся, но если бы вы хоть раз слышали ругань врача, вытаскивающего человека с того света или разбирающего завал МЧСника — вы передумали бы. Мало на свете слов, звучащих лучше, чем эта ругань. Для спасаемого — точно.

Злоречивый — это именно тот, кто причиняет страдания человеку словами и наслаждается этим страданием, наслаждается чувством власти над жертвой.
«

Выращенная в среде идеального отчуждения особь уже лезет в мир
»

Собственно, выращенная в среде идеального отчуждения особь уже лезет в мир. Что такое выступление «Pussy riot» в Храме Христа Спасителя, как не троллинг? И если присмотреться к психологическим профилям фигуранток, то мы там увидим все то, что было изложено в упомянутом исследовании — нарциссизм, цинизм, садизм, социопатия.

А балаклава на голове — это не концепт такой, якобы антишоубизнесный. Это попытка сохранить комфортную для тролля анонимность.

А чего еще ждать от людей, в жизни которых не было простого человеческого тепла? Настоящего.

Выросших в семьях советской интеллигентщины (не путать с интеллигенцией, которая отличается искренней привязанностью к миру, стране, окружающим людям и собственному труду), понятия не имеющей, зачем они друг другу, погрязшей в любовницах и алиментах, верящей в собственную бессмысленность как единственное спасение от серьезного отношения к собственной жизни. Бегающей в Церковь только в знак протеста против советской власти и стремительно сбегающей в сайентологию и неоязычество, стоит только советской власти рухнуть. Разрывающейся между работами, семьями, партиями, религиями и убеждениями («мы-де не фанатики и равно уважаем разные убеждения и традиции»), а на самом деле занимаясь побегом от ответственности за собственные убеждения, предпочитая их просто не иметь за исключением самых безопасных и нетрудоемких.

Если вы присмотритесь, то вот это кляклое безобразие, только помноженное на распущенность и безнаказанность, и есть то, что предлагает нам нынешний вариант прогресса в общемировом ключе.

И как-то резко начинает хотеться чего-то другого.

Роман Носиков


12 марта 2014 года.pravoslavie.ru›jurnal/69129.htm 

Лечение депрессии

Может ли человек в депрессии помочь сам себе?

Дмитрий Борисович Кваснецкий более 25 лет работает психиатром в отделении токсикологии Института скорой помощи имени Склифософского, г. Москва. Большинство пациентов этого отделения – люди, перенесшие попытку суицида, которым важна теперь помощь психиатра и психотерапевта. Именно поэтому мы обратились с вопросами к Дмитрию Борисовичу.

– Дмитрий Борисович, отчего возникает депрессия и каких видов она бывает?

– В зависимости от природы возникновения бывают разные депрессии. Эндогенная депрессия внешне как будто бы не связана с психическим и физическим состоянием человека. Она относится к разряду психических расстройств, которые лечится психиатрами. Существуют также реактивные депрессии, которые возникают как реакция на неприятные события в жизни данного человека.

Соответственно, лечение будет в каждом отдельном случае своё. Если в первом случае лечение исключительно медикаментозное, то во втором случае помимо медикаментов широко используется психотерапия.

– А по каким симптомам человеку понять, депрессия у него или просто, скажем, плохое настроение?

– В основном по длительности. Плохое настроение у человека обычно бывает от нескольких минут до нескольких часов. Даже если у человека, скажем, реакция на смерть близких, она не должна затягиваться на недели и месяцы. Все люди переносят смерть близких тяжело, но кто-то переносит это более адекватно, а кто-то впадает в депрессию.

Поэтому, если человек замечает, что это состояние затянулось, и он не может с ним справиться самостоятельно, применяя, например, легкие успокаивающие, ему стоит обратиться к специалисту.

– Может ли человек, впавший в длительную депрессию, привыкнуть так жить и уже перестать понимать, что у него что-то не в порядке?

– Едва ли. Ведь опасность депрессии в чем? Человек в таком состоянии может пойти даже на самоубийство. Это происходит из-за того, что человеку физически и душевно очень тяжело переносить это состояние. Поэтому, если у человека депрессия, то он её очень тяжело переживает, свыкнуться с этим состоянием нельзя.

Тяжесть депрессии бывает разный. Например, у человека может быть субдепрессия. Это такая депрессия, которая не доходит до своего максимума – психотического уровня. В таком случае все параметры не интенсивно выражены, но это всё равно депрессия.

А существует так называемая соматогенная депрессия, здесь не всегда и врачи могут разобраться. Вот, например, человек якобы болеет разными заболеваниями внутренних органов. Он ходит по разным врачам, обследуется, у него что-то находят или говорят, что у него ничего нет, а он с упорством, достойным лучшего применения, всё равно идет к врачам в надежде найти какую-то болезнь, чтобы её лечить. А когда попадает по каким-либо причинам к психиатру, то порой удается распознать, что первичной здесь является не болезнь тела человека, а депрессия, которая перешла на соматический уровень. Вылечить такую мнимую болезнь можно только назначая антидепрессанты. И когда это происходит, проходит и мнимая болезнь.

– А если депрессия приобретает тяжелый характер, и человек думает о суициде, то есть ли какие-нибудь словесные формулировки, которые могли бы помочь ему отказаться от этой мысли?

– Есть, но они помогают далеко не всегда. Это опять же зависит от характера депрессии. Если это эндогенная депрессия, связанная с психическим заболеванием, то здесь любые слова будут действовать ровно столько, сколько они звучат. Например, человеку говорят: «Не беспокойся, у тебя всё хорошо». Он: «Да, да, да». Только это сказали, он тут же идёт и что-то с собой делает, потому что это не работает.

Если у человека депрессия – реакция на что-то, то тоже не всегда это действует. Опять же тот пример, который я приводил, с потерей близких. Здесь очень тяжелые депрессии бывают. Чем глубже депрессия, тем меньше слова близких или врача будут помогать, но в принципе в лечении наряду с другими методами это используется. Зная данного человека, его проблемы, то, что с ним происходит, его состояние на данный момент, можно сказать ему какие-то слова, но это будет, конечно, не основное лечение, а очень вспомогательное. Или, скажем, на выходе из депрессии, когда человек уже из депрессивной ямы вылезает, тогда это может как-то помочь, но как основной вид лечения депрессии, это невозможно, конечно.

– Но, например, известно, что люди, которые потеряли близких, в конце концов выходят из депрессии без помощи психиатра. То есть получается, что помощь врача требуется не всегда.

– Не всегда, но в идеале, конечно, желательно, чтобы всем или психолог, или психотерапевт помощь после этого оказал. Особенно, если смерть внезапная. По нашей практике бывает, что пациенты поступают с попытками самоубийства спустя даже год после смерти близкого, или даже спустя несколько лет. А получается как? Очередная дата гибели человека, которую встречают, как правило, на кладбище, нахлынули воспоминания, а ещё нередко здесь алкоголь присутствует, он снимает тормоза, которые в обычной жизни работают, и человек что-то с собой пытается сделать. Не так уж и редко это бывает.

– То есть, лучше алкоголь в качестве антидепрессанта не использовать?

– Это можно сказать совершенно однозначно, он всегда играет негативную роль. Порой он является последним фактором, который заставляет человека прибегнуть к попытке самоубийства.

– Существует довольно распространенная категория людей, которые впали в депрессию, потому что им кажется, что их никто не любит, плохо на работе, друзья обижают и т. д. Что вы можете им посоветовать?

– Здесь необходима работа над собой, над развитием своей личности, потому что у них изначально занижена самооценка, а это идет прежде всего от характера. Есть определенные группы характеров. Активный, всегда с хорошим настроением, не может впасть в такое состояние. А есть люди интровертированные, то есть обращенные к себе, а не вовне. Такие люди обычно не очень общительные, не очень активные, более ведомые. Еще на личность влияет, конечно, социум, который в процессе жизни накладывает отпечаток – это общение и воспитание родителей, круг общения среди друзей.

Бывает, что у людей есть какие-то внешние дефекты, скажем, полнота. Это всё, естественно, усугубляет ситуацию. Такой человек, если он становится зрелым, понимает, что ему нужно над собой работать, работать над раскрытием своей личности, тогда у него повышается самооценка. Или, например, человек достигает в своей области какого-то результата, и тогда уже для него это не столь актуально. Но это бывает не столь часто. Чаще всего люди переживают, и им самостоятельно бывает справиться, конечно, сложно. В таком случае им бывает нужна чья-то помощь, и специалистов в том числе.

– Дмитрий Борисович, а как бы вы посоветовали пассивным, зависимым людям развивать свой характер?

– Здесь много факторов. Прежде всего, нужно развиваться как личность. Если человек обидчив, он полностью зависит от мнения окружающих. Чтобы человек это преодолел, должно произойти что-то серьезное. К примеру, случается что-то в семье. И если раньше человек рассчитывал на кого-то, то теперь он должен рассчитывать только на себя, и он волей или неволей себя переламывает, иначе либо он пропадет совсем, либо ему придется что-то делать. Вот такие жизненные встряски и стрессы могут привести к тому, что он будет меняться. Человек должен осознать, что ему это нужно. Если он это понимает, то значительная часть работы уже сделана.

Опять же здесь может помочь психолог или психотерапевт. Кому-то хорошо помогают центры психологической помощи, где психотерапевт работает с группой. Но осознают потребность в этом только единицы. А бывает по-другому. Происходит какая-то встреча человека с людьми, которые ему помогают раскрыться. Кто-то приходит к Церкви, к Богу, тогда у человека всё меняется значительно.

– Бывает так, что человек обращается за помощью к психотерапевту, но не получает ощутимой долговременной помощи, и тогда человек просто уходит и всё.

– Такое случается нередко. Но понимаете, не надо рассчитывать, что если пришел к психотерапевту, то дальше всё пойдет как по нотам. Есть много факторов, например, контакт со специалистом. Критерий здесь один: если человек понимает, что результат есть, то лечение стоит продолжать, если же он понимает, что лучше ему не становится, значит, лучше всего поменять психотерапевта. Нужно действовать методом поиска. Есть случаи, когда родители приводят к психотерапевту ребенка или подростка, который изначально не очень хочет общаться со специалистом, а увидев, например, формальное отношение безо всякого интереса, он думает, что все психологи такие. Важно этого избежать.

– Какие симптомы являются признаком серьезных психических заболеваний (таких как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.) и должны побудить человека обратиться к психиатру?

– Во-первых, если депрессия не обусловлена какими-то очевидными событиями в жизни человека, она сама может быть квалифицирована как психическое заболевание. Например, если у человека внезапно умер близкий родственник, то это достаточно адекватная причина для начала депрессии. Если же у него всё хорошо в жизни, никаких трагедий нет, но при этом он замечает, что, например, в осенний или весенний период ему становится тоскливо, плохое настроение, ухудшается сон, то это уже нечто другое.

Во-вторых, депрессия может быть этапом в развитии тяжелых психических состояний.

Как можно заметить у себя психическое заболевание? Сначала, как правило, без видимых причин стойко нарушается сон. Потом начинаются перепады настроения. Как в сторону повышения настроения, чрезмерной активности, речевой и двигательной, доходящей до того, что человеку достаточно 2-3 часов сна в сутки. Так и в сторону депрессии, когда человек лежит, ему ничего не хочется делать; если его не потеребить, он так и будет лежать. Дальше может появляться тревога, страх, порой неосознанный, нежелание жить.

Если на этом этапе развитие болезни не останавливается, дальше могут начаться галлюцинации, бред. Но на этом этапе человек, как правило, уже не очень отдает себе отчет в том, что с ним происходит. То есть, он понимает, что с ним что-то не то, и не более того. А если это бред, то наоборот, ему кажется, что все для него выстроилось в ясную картину, что он все понял. И в этом случае убедить его в том, что это болезнь, невозможно, это даже может вызвать у него агрессию.

– Как известно, у больных чередуются периоды обострения и ремиссии. В период ремиссии человек не может критически посмотреть на то, что было в период обострения?

– Может. Но вся беда в том, что когда начинается обострение, он опять теряет критическое восприятие своего состояния. Чаще признаки психического заболевания замечает не сам человек, а его родственники, окружающие.

– Всегда ли человек приходит к таким серьезным заболеваниям как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз через депрессию или может миновать эту стадию развития?

– Как правило, он приходит именно таким путем. Другое дело, что стадия депрессии может быть разной по длительности (от нескольких часов до месяцев) и разной по интенсивности, как бы стертой. Люди часто объясняют свои проблемы утомлением, какой-то нагрузкой и не обращают на это внимания. Начинают обращать внимание только тогда, когда этот этап уже прошел и начался, например, психоз.

– Понятно, что человеку неприятно осознать себя психически больным. Насколько важно все-таки сделать это и, не откладывая, обратиться к психиатру?

– Какие тут могут быть сомнения, если эти заболевания могут приводить к инвалидности и социальной дезадаптации? Иначе говоря, личность разрушается. Если в начале болезни человек социально активен, то к пику заболевания он превращается в развалину.

– Насколько успешно излечиваются психические заболевания?

– При наличии большого арсенала методов лечения, эти заболевания лечатся трудно и длительно и вообще считаются хроническими заболеваниями. Но при этом, если обратиться к врачам на ранней стадии заболевания, тем дольше удастся поддерживать человека в стабильном, социально адаптированном состоянии. Чем раньше больной обратится к врачу, тем лучше. Потому что многие долго отказываются признать факт болезни, потом, когда осознают себя больными, пытаются какими-то своими методами лечиться. И чем дольше это длится, тем более тяжелые формы принимает болезнь.

– Психически больных лечат стационарно или амбулаторно?

– С каждым больным по-разному. Если острое состояние, конечно, его нельзя лечить амбулаторно. Но, если человек не хочет ложиться в больницу, и его состояние не очень тяжелое, при диспансерах существуют дневные стационары. Днем человек получает лечение, вечером уходит домой.

– Полное излечение возможно?

– Если ремиссия, то есть нормальное состояние, длится 20-30-40 лет, то условно можно говорить об излечении.

– Говорят, что среди таких подростковых «субкультур» как эмо и готы существует целый культ депрессии, культ самоубийства. Попадают ли они в число ваших пациентов?

– Среди представителей этих «субкультур» много психически больных людей. Видимо, в эти субкультуры они попадают в поисках возможности если не решить свои проблемы, то хотя бы найти людей с похожими проблемами, которые их поймут.

– То если бы они нашли понимание, поддержку, какие-то занятия в более позитивной среде, то их жизнь могла бы сложиться по-другому?

– Понимание, душевное тепло играют большую роль для человека. Так, по моим наблюдениям, до 100% подростков-наркоманов корнем своих проблем имеют отношения в семье. Они могут жить в золотой клетке, учиться в престижных учебных заведениях, но все они не имеют подлинного контакта, по-настоящему близких отношений с родителями.

– Каковы типичные причины депрессии и суицида у тех пожилых людей, которые психически здоровы?

– Прежде всего, это хронические соматические заболевания, приводящие к снижению или потере возможности себя обслуживать. Возникает чувство вины перед родственниками, поскольку родственникам приходится за ними ухаживать. Ну и чувство того, что впереди в этой жизни их ничего хорошего не ожидает.

– Если говорить не только о людях, находящихся в состоянии депрессии, а о суицидентах в целом, как им помочь осознать факт, что они ничего не добьются, если совершат самоубийство?

– Только вылечив их. По канонам психологии считается, что изначально для человека самоубийство ненормально. Оно вопреки законам природы. Самоубийство – это крайний шаг. Прежде чем человек его избирает, он пробует разные варианты выхода из ситуации, сознательно или подсознательно. Но когда он осознает, что все варианты уже испробованы, ему кажется, что у него остается единственный вариант. Если ему сказать: «Вы знаете, если вы посмотрите на эту проблему с другой стороны, то вы увидите другие варианты решения», – то в таком состоянии он это не воспримет.

Здесь важна работа на протяжении какого-то времени. И когда потом он выходит из этого состояния, он понимает: «Да, я не мог осознать, что это настолько просто и очевидно, что если на проблему посмотреть с другой стороны, то она даже и несерьезная». Но это происходит уже потом. То есть, находясь в этом состоянии, человек находится не совсем в здравом рассудке, и именно поэтому такие люди попадают в психиатрическое отделение, потому что в этот момент человек находится в психотическом состоянии. Многие говорят: «Зачем вы меня спасаете? Это мой выбор», – а мы отвечаем очень просто: «У вас болезненное состояние, которое можно пролечить. Оно пройдет, и вы потом осознаете, что были неправы». Это довольно распространенное заявление пациентов в депрессии. А в результате лечения сохраняется жизнь человека. психиатр  Дмитрий Кваснецкий 



 

Откуда мысли о суициде

Кто нам навязывает навязчивые мысли?
Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным,

потому они очень мало разборчивы при принятии мысли.

Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе,

от принятых ложных мыслей рождается все злое.

Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля,

от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем,

зависит направление и, по большей части, участь

всей огромной машины.

Свт. Игнатий Брянчанинов,

епископ Кавказский и Черноморский



Навязчивые мысли – это та форма, в которой к нам приходят ложные идеи, которые пытаются взять над нами власть. Каждый день наше сознание подвергается их активным атакам. Это мешает нам трезво оценивать ситуацию, строить планы и верить в их осуществление, из-за этих мыслей нам трудно сосредоточиться и найти резервы для преодоления проблем, эти мысли выматывают, а часто и приводят к отчаянию, следствием которого являются мысли о самоубийстве.

Вот некоторые мысли, которые приводят к желанию покончить с собой:

- Мир ужасен, полон зла, хороших людей очень мало;

- Тебя никто не любит;

- Твое положение безвыходно;

- Жить страшно;

- Ты не сможешь добиться в жизни того, что хотел (того, что от тебя хотели);

- Ты никогда не будешь счастливым;

- Небытие – хороший отдых от жизни;

- Самоубийство – единственный выход;

- Покончив с собой, ты соединишься с близким человеком, который уже ТАМ.

И тому подобные мысли. Они пронизывают наше сознание. Они не отпускают нас ни на секунду. Они заставляют страдать нас гораздо в большей степени, чем сами события, вызвавшие кризис.

Существует ряд психических заболеваний (депрессия органического происхождения, шизофрения и пр.) при которых в комплексе симптомов присутствуют навязчивые мысли. При таких заболеваниях нам известна только одна возможность помощи – фармакотерапия. В этом случае необходимо обратиться к врачу-психиатру для назначения лечения.

Однако большинство людей, страдающих от навязчивых мыслей при переживании душевного кризиса, не имеют психопатологических нарушений. С помощью наших советов они смогут успешно избавиться от этих мыслей и выйти из кризисного состояния.



Какова природа навязчивых мыслей?

С точки зрения науки, навязчивые мысли – это беспрестанное повторение нежелательных, представлений и влечений, сомнений, желаний, воспоминаний, страхов, действий, идей, и т.п., от которых нельзя избавиться усилием воли. Реальная проблема в этих мыслях гиперболизируются, укрупняется, искажается. Как правило, этих мыслей несколько, они выстраиваются в замкнутый круг, который у нас не получается разорвать. И мы бегаем по кругу, как белки в колесе.

Чем больше мы стараемся от них избавиться, тем больше их становится. И тогда появляется ощущение их насильственности. Очень часто (но не всегда), навязчивые состояния сопровождаются депрессивными эмоциями, тягостными мыслями, а также чувством тревоги.

Чтобы победить эту проблему, нам надо ответить на вопросы:

· Какова природа навязчивых мыслей? Откуда они берутся?

· Как бороться с навязчивыми мыслями?

И тут выясняется, что у психологии точного ответа на этот вопрос нет.

Многие психологи пытались объяснить причину возникновения навязчивых мыслей. Разные психологические школы до сих пор ведут войну между собой по этому вопросу, но большинство все же связывает навязчивые мысли со страхами. Правда, это не проясняет того, как с ними справляться. Классическая психология не дает рецептов эффективной борьбы с навязчивыми мыслями потому, что не видит природы этих мыслей. Если сказать проще, то довольно сложно бороться с врагом, если его не видно и даже непонятно, кто это.

Между тем, ответы на вопросы и успешные решения проблемы известны не одну тысячу лет. Эффективный способ борьбы с навязчивыми мыслями у психически здорового человека существует.

Всем нам известно, что сила навязчивых мыслей в том, что они могут влиять без нашей воли на наше сознание, а наша слабость в том, что мы не имеем почти никакого влияния на навязчивые мысли. То есть за этими мыслями стоит самостоятельная воля, отличная от нашей. Само название «навязчивые мысли» уже предполагает, что они «навязываются» кем-то извне.

Нас часто удивляет и парадоксальность содержания этих мыслей. То есть логически мы понимаем, что содержание этих мыслей не вполне обоснованно, не логично, не продиктовано достаточным количеством реальных внешних обстоятельств, или даже просто абсурдны и лишены всякого здравого смысла, но, тем не менее, мы не можем противостоять этим мыслям. Также, часто при возникновении таких мыслей мы задаем себе вопрос: «Как это я до такого додумался?», «Откуда эта мысль взялась?», «Эта мысль влезла мне в голову?». Ответа на это мы найти не можем, но почему то все равно считаем ее за свою. При этом навязчивая мысль имеет на нас огромное влияние. Все знают, что человек, преследуемый навязчивостями, сохраняет к ним критическое отношение, понимая всю их нелепость и чуждость его рассудку. Когда же он пытается прекратить их усилием воли, результатов это не приносит. Значит, мы имеем дело с самостоятельным разумом, отличным от нашего.

Чьи же это разум и воля, которые направлены против нас?

Святые отцы православной церкви говорят о том, что человек в подобных ситуациях имеет дело с нападением бесов. Сразу хочу пояснить, что никто из них не воспринимал бесов так примитивно, как воспринимают их те, кто не задумывался об их природе. Это не те смешные волосатые, с рогами и копытами! Они вообще не имеют видимой внешности, что позволяет им действовать незаметно. Их можно называть по-разному: энергии, духи злобы, сущности. Говорить об их внешности бессмысленно, но мы знаем их основное оружие – ложь.

Так вот, именно злые духи, по мнению святых отцов, есть причина этих мыслей, которые мы принимаем за свои. От привычек отказываться трудно. А мы так привыкли считать своими и только своими все мысли, все наш внутренние диалоги и даже внутренние битвы. Но чтобы выиграть в этих битвах, нужно встать в них на свою сторону, против врага. А для этого нужно понять, что эти мысли – не наши, они навязываются нам извне враждебной для нас силой. Бесы действуют как банальные вирусы, при этом стараясь остаться незамеченными и нераспознанными. Причем действуют эти сущности вне зависимости от того, верите Вы в них или не верите.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) так писал о природе этих мыслей: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться».

Критерий определения подлинного источника наших мыслей очень прост. Если мысль лишает нас покоя, она от бесов. «Если ты от какого-либо движения сердечного испытываешь тотчас смущение, стеснение духа, то это уже не свыше, а с противоположной стороны – от злого духа» – говорил праведный Иоанн Кронштадтский. А разве не таково действие навязчивых мыслей, мучающих нас в кризисной ситуации?

Правда, мы не всегда способны верно оценить свое состояние. Известный современный психолог В.К. Невярович в книге «Терапия Души» пишет об этом: «Сказывается также и отсутствие постоянной внутренней работы по самоконтролю, духовному трезвению и осознанному управлению своими мыслями, детально описанными в аскетической святоотеческой литературе. Можно также полагать, с большей или меньшей долей очевидности, что некоторые мысли, всегда, кстати, почти ощущаемые как чужеродные и даже принужденные, насильственные, действительно имеют чужеродную для человека природу, являясь демоническими. По святоотеческому учению, человек часто не способен различать подлинный источник своих мыслей, а душа является проницаемой для демонической стихии. Лишь опытные подвижники святости и благочестия, с уже очищенной молитвенным подвигом и постом светлой душой, в состоянии обнаруживать приближение тьмы. Покрытые же греховным мраком души зачастую не ощущают и не видят этого, ибо на темном темное плохо различается».

Именно мысли «от лукавого» поддерживают все наши зависимости (алкогольную, игроманию, болезненную невротическую зависимость от некоторых людей и пр.). Мысли, которые мы принимаем ошибочно за свои, толкают людей к самоубийствам, отчаянию, обидам, непрощению, зависти, страстям, потакают гордости, нежеланию признавать свои ошибки. Они навязчиво предлагают нам, маскируясь под наши мысли, совершать очень нехорошие поступки по отношению к другим, не трудится над исправлением себя. Эти мысли мешают нам встать на путь духовного развития, внушают нам чувство превосходства над другими, и пр. Такие мысли – это и есть эти «духовные вирусы».

Именно духовная природа таких мыслей-вирусов подтверждается тем, что, например, сделать богоугодное дело, помолиться, зайти в храм нам часто бывает тяжело. Мы чувствуем внутреннее сопротивление, прикладываем очень большие усилия для того, чтобы противостоять вроде бы собственным мыслям, которые находят огромное количество отговорок, чтобы нам этого не делать. Хотя вроде бы, что сложного в том, чтобы встать рано утром и пойти в храм? Но нет, куда угодно мы рано быстренько встанем, а чтобы идти в храм нам будет вставать тяжело. По русской пословице: «Хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далеконько, да хожу потихоньку». Просидеть перед телевизором нам тоже легко, но молиться такое же время значительно труднее себя заставить. Это только некоторые примеры. На самом деле из постоянного выбора между добром и злом состоит вся наша жизнь. И, проанализировав тот выбор, который мы делаем, каждый может ежедневно видеть действие этих «вирусов».

Так рассматривали опытные в духовном отношении люди природу навязчивых мыслей. И их советы по преодолению этих мыслей работали безотказно! Критерий опыта однозначно говорит о том то, что церковное понимание этого вопроса верно.



Как победить навязчивые мысли?

Как, в соответствии с этим верным пониманием, победить навязчивые мысли?

Первые шаги такие:

1. Признайте наличие у Вас навязчивых мыслей и необходимость избавления от них!

Признайте, что эти мысли не Ваши, что они результат внешней атаки иных сущностей на Вас. До тех пор пока Вы будете считать навязчивые мысли своими, Вы не сможете ничего им противопоставить и принять меры к их нейтрализации. Нейтрализовать самого себя невозможно!

Примите твердое решение избавиться от этого рабства, чтобы дальше строить свою жизнь уже без этих вирусов.



2. Возьмите ответственность на себя

Хочу отметить, что если мы принимаем эти навязчивые мысли извне, совершаем под их влиянием определенные поступки, то именно мы и несем ответственность за эти поступки и последствия этих поступков. Переложить ответственность на навязчивые мысли нельзя, потому, что мы их приняли и действовали в соответствии с ними. Не мысли действовали, а мы сами.



3. Не занимайтесь негативным самовнушением, повторяя про себя эти мысли!

Всем хорошо известна сила самовнушения. Самовнушение может иногда помогать в очень тяжелых случаях. Самовнушением можно снимать боли, лечить психосоматические расстройства, значительно улучшать психологическое состояние. Благодаря простоте использования и выраженной эффективности ее используют в психотерапии с давних времен.

К сожалению, часто наблюдается самовнушение негативных утверждений. Человек, который попал в кризисную ситуацию, про себя и вслух постоянно неосознанно проговаривает утверждения, которые не только не помогают выйти из кризиса, но и ухудшают состояние. Например, человек постоянно жалуется знакомым или дает утверждение сам себе:

– Меня никто не любит;

– У меня ничего не получается;

– Мое положение безвыходно.

Таким образом, включается механизм самовнушения, который действительно приводит человека к определенным ощущениям беспомощности, тоски, отчаяния, заболеваниям, расстройствам психической сферы.

Получается, что чем чаще человек повторяет эти негативные установки, тем более негативно они влияют на мысли, чувства, ощущения, эмоции, представления этого человека. Не надо без конца этого повторять. Этим Вы не только не помогаете себе, но и загоняете себя вглубь кризисного болота. Что же делать?

Если Вы ловите себя на том, что часто повторяете эти заклинания, то сделайте следующее:

Измените установку на прямо противоположную и чаще повторяйте ее по многу раз.

Например, если Вы постоянно думаете и говорите, что жизнь закончилась разводом, то 100 раз внимательно и четко проговорите, что жизнь продолжается и с каждым днем будет лучше и лучше. В день такие внушения лучше делать несколько раз. И Вы реально почувствуете эффект очень быстро. При составлении позитивных утверждений избегайте приставки «не». Пример: не «Я в будущем не буду одинокой», а «Я все равно в будущем буду с любимым человеком». Это очень важное правило составления утверждений. Обратите на это внимание. Это важно. Нее составляйте утверждений на то, что не является достижимым, этичным. Не следует давать себе установки, что бы поднимать самооценку.



4. Попытайтесь найти у себя скрытые выгоды от того состояния, в котором Вы находитесь! Откажитесь от этих выгод!

Как это ни парадоксально, но человек, постоянно подвергающейся нападкам тяжелых, изматывающих навязчивых мыслей, для себя в их наличии очень часто находит мнимые выгоды. Чаще всего признаваться в этих выгодах даже сам себе человек не может и не хочет, потому что сама мысль, о наличии у него выгоды от источника страдания, кажется ему кощунственной. В психологии данное понятие носит название «вторичной выгоды». В данном случае вторичная выгода – это побочный выигрыш в данной ситуации от имеющихся мучений и страданий, превосходящий выигрыш от разрешения проблемы и дальнейшего благополучия. Все возможные выгоды, которые получает человек от собственных страданий, перечислить невозможно. Вот некоторые из наиболее часто встречающихся.

1. «Никакой радости в дальнейшем не будет. Настоящая жизнь кончилась, и теперь будет только выживание»

Выгода: не нужно думать, как вылезать из ситуации (жизнь же кончилась), не надо особенно много размышлять, не надо трудится. Появляется жалость к себе, тяжесть ситуации (представляемой) оправдывает все ошибки и неправильные действия. Появляется приятное сочувствие окружающих и внимание к себе со стороны подруг и близких

2. «Лучше не жить вообще, чем так. Не вижу смысла в такой жизни. Не вижу никакого смысла и надежды»

Если есть надежда, то вроде бы надо делать шаги. Но этого делать не хочется. По этому проще всего смириться с этой мыслью, но ничего не пытаться. Сиди и жалей себя, принимая роль жертвы.

3. «Меня никто не любит» или «Я только мешаю другим»

Выгода: Это прекрасный повод жалеть себя, не искать помощи от людей. И опять пассивно плыть по течению, не переделывая себя

При поиске «выгод» все то, что «обнажается», выглядит весьма непривлекательно, и человек перестает быть таким, каким он ХОЧЕТ себя видеть. Этот процесс весьма болезненный, однако, если вторичная «выгода» будет найдена и осознана, Вы сможете найти как другие способы ее реализации, так и искоренить эту «выгоду», а также найти успешное решение из собственной затруднительной ситуации.

Еще раз хочу заметить, что все вторичные «выгоды» скрываются от сознания. Сейчас их Вам не видно. Понять и раскрыть их можно только беспристрастным анализом своих поступков, мыслей и желаний.











5. Самое сильное оружие против навязчивых мыслей – молитва

Всемирно известный врач, лауреат нобелевской премии по физиологии и медицине за работу по сосудистому шву и трансплантации кровеносных сосудов и органов, доктор Алексис Каррель говорил: «Молитва – самая сильная форма энергии, излучаемая человеком. Она является такой же реальной силой, как земное притяжение. Как врач, я наблюдал пациентов, которым не помогало никакое терапевтическое лечение. Им удавалось вылечиться от болезней и меланхолии только благодаря успокаивающему действию молитвы... Когда мы молимся, мы связываем себя с неисчерпаемой жизненной силой, которая приводит в движение всю Вселенную. Мы молимся, чтобы хотя бы часть этой силы перешла к нам. Обращаясь к Богу в искренней молитве, мы совершенствуем и врачуем свои душу и тело. Невозможно, чтобы хотя бы один момент молитвы не принес положительного результата любому мужчине или женщине».

Духовное объяснение помощи молитвы в данной проблеме очень простое. Бог сильнее сатаны, и наше молитвенное обращение к Нему за помощью изгоняет злых духов, которые «поют» нам на уши свои лживые однообразные песенки. Убедиться в этом может каждый, и очень быстро. Для этого вовсе не нужно быть монахом.

В минуту жизни трудную

Тесниться ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души, как бремя скатится,

Сомненье далеко

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

(Михаил Лермонтов).

Как и всяким хорошим делом, молитвой нужно заниматься с рассуждением и усилием.

Не будем пытаться переспорить навязчивые мысли. Вот что говорят об этом святые отцы: «Вы привыкли разговаривать сами с собою и думаете переспорить помыслы, но они отражаются молитвою Иисусовою и молчанием в мысли своей» (преподобный Антоний Оптинский). «Толпа искусительных помыслов становится безотвязнее, если позволить им сколько-нибудь замедлить в душе, а тем более если войти с ними еще и в переговоры. Но если их с первого раза оттолкнуть сильным напряжением воли, отвержением и обращением к Богу, то они тотчас удалятся и оставят атмосферу души чистою» (святитель Феофан Затворник).

Надо рассмотреть врага, что он нам внушает, и направить оружие молитвы ему навстречу. То есть слово молитвы должно быть противоположно внушаемым нам навязчивым мыслям. «Поставьте себе законом всякий раз, как приключится беда, то есть нападение вражье в виде худого помысла или чувства, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей» – говорит святитель Феофан.

Например, если суть навязчивых мыслей – ропот, гордыня, нежелание принять обстоятельства, в которых мы оказались, то сутью молитвы должно быть смирение: ««Да будет воля Божия!»

Если суть навязчивых мыслей – уныние, отчаяние (а это неизбежное следствие гордыни и ропота), здесь поможет благодарная молитва – «Слава Богу за все!».

Если мучает память о человеке, просто помолимся о нем: «Господи, благослови его!» Почему эта молитва поможет вам? Потому что от вашей молитвы об этом человеке он получит пользу, а злые духи не желают никому добра. Поэтому, видя, что от их работы получается благо, они перестанут мучить вас образами этого человека. Одна женщина, которая воспользовалась этим советом, говорила, что молитва очень помогла, и она буквально чувствовала рядом с собой бессилие и досаду злых духов, которые одолевали ее раньше.

Естественно, нас могут одолевать одновременно разные помыслы (нет ничего быстрее мысли), поэтому соединяться могут и слова разных молитв: «Господи, помилуй этого человека! Слава Тебе за всё!».

Молиться нужно непрерывно, до победы, пока нашествие помыслов не прекратится, и на душе не воцарятся покой и радость. Подробнее о том, как молиться, читайте на нашем сайте.



6. Таинства Церкви

Еще одним способом избавления от этих сущностей, являются Таинства Церкви. В первую очередь, это конечно, исповедь. Именно на исповеди, сокрушенно каясь в грехах, мы как будто отстирываем от себя всю налипшую грязь, включая и навязчивые мысли.

Казалось бы, а в чем мы виноваты?

Духовные законы говорят однозначно: если нам плохо, значит, мы согрешили. Потому что мучает только грех. Те самые ропот на ситуацию (а это не что иное как ропот против Бога или обида на Него), уныние, обида на человека – всё это грехи, которые отравляют нам душу.

Исповедуясь, мы делаем два очень полезных для нашей души дела. Во-первых, мы принимаем на себя ответственность за свое состояние и говорим себе и Богу, что постараемся его изменить. Во-вторых, мы называем зло злом, а злые духи больше всего не любят обличения – они предпочитают действовать исподтишка. В ответ на наши дела Бог в момент чтения священник разрешительной молитвы делает Свое дело – Он прощает нам наши грехи и изгоняет злых духов, которые нас осаждают.

Еще одним мощнейшим средством в борьбе за нашу душу является Причастие. Причащаясь Тела и Крови Христова мы получаем благодатную силу бороться со злом в себе. «Эта Кровь отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов и призывает к нам Ангелов. Демоны бегут оттуда, где видят Владычнюю Кровь, а Ангелы туда стекаются. Пролитая на Кресте, эта Кровь омыла всю вселенную. Эта Кровь — спасение душ наших. Ею душа омывается» - говорит святитель Иоанн Златоуст.

«Священнейшее Тело Христово, когда хорошо приемлется, для воюющих является оружием, для удаляющихся от Бога – возвращением, немощных укрепляет, здоровых веселит, болезни лечит, здоровье сохраняет, благодаря ему мы легче исправляемся, в трудах и скорбях делаемся более терпеливыми, в любви – более горячими, в знании – более утонченными, в послушании – более готовыми, к действиям благодати – более восприимчивыми» - святитель Григорий Богослов.

Я не могу предполагать механизм этого избавления, но я точно знаю, что десятки знакомых мне людей, и в том числе мои пациенты, избавились от навязчивых мыслей именно после Таинств.

Благодатную силу Таинств Церкви ощутили на себе сотни миллионов человек. Именно они, их опыт, подсказывают нам, что не стоит нам игнорировать помощь Бога и Его Церкви с этими сущностями. Хочу заметить, что некоторые люди после Таинств избавились от навязчивостей не навсегда, но на некоторое время. Это естественно, так как это борьба долгая и трудная.



7. Возьмитесь за себя как следует!

Безделье, жалость к себе, апатия, отчаяние, депрессия – самые питательные субстраты для выращивания и умножения навязчивых мыслей. Именно поэтому старайтесь постоянно быть при нужном деле, будьте физически активны, молитесь, следите за своим физическим состоянием, высыпайтесь, не поддерживайте в себе этих состояний, не ищите в них выгоды.

© Pobedish.ru психолог  михаил хасьминский

 


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму