FAQ  -  Terms of Service  -  Contact Us

Search:
Advanced Search
 
Posted: 14/04/2015 - 1 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category: педагогика

 К вопросу о том, как научиться учиться

Проблема повышения собственной обучаемости, усвоения нового материала и новой информации безусловно существует. Автор не претендует на полное раскрытие всех аспектов самообучения. Именно самообучения, т.к. в своей голове работает только сам хозяин ее и никто другой.

Процесс познания нового - это потрясающе интересное и увлекательное занятие, но чтобы он стал таким, необходимо ему учиться. Учиться - это учить себя. Поверьте, пожалуйста, автору этих строк - лет двадцать пять учебы в разных учебных заведениях сделали меня не только «вечным студентом», но волей неволей заставили серьезно задуматься над рассматриваемым вопросом и поделиться своими соображениями. Никаких заумных ученых штучек, только собственный опыт автора и его соображения на этот счет.

Так что, с Божией помощью в добрый путь.

Нас с самого детства учат всему: сикать, какать (простите), ходить, говорить, читать, писать, складывать, умножать, а потом и разным наукам. Но!... Нигде и никогда не учат учиться, а наука-то эта ох как необходима. Почему одни люди очень легко обучаются, а другим учеба дается трудно? Почему мы что-то одно воспринимаем очень легко, а что-то другое очень трудно? Почему кто-то может легко обучаться самостоятельно, а другому обязательно нужен учитель? Почему одних людей и учителей мы слушаем со вниманием и понимаем их, а других - нет? Это только некоторые вопросы на эту тему, а их значительно больше и главный - как научиться учиться и как научить учиться.

Отдельные аспекты этой темы автор и постарается рассмотреть в данной работе.

Под словом "учиться" мы будем иметь в виду способность воспринимать, понимать и усваивать новое знание, новую информацию, новое знание. Сразу оговоримся: не зазубривать, а понимать и через понимание усваивать. Запоминая что-либо наизусть, мы получаем возможность это забыть. (О памяти и ее развитии необходимо вести отдельный разговор). Воспринимая новое знание через понимание, мы, во-первых, получаем возможность его воспроизвести, воссоздать и, во-вторых, и это очень важно, сами обретаем способность создавать новое знание.

Требует разъяснения то, что мы будем называть пониманием. Понимание - это: 1-ое - способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь, 2-ое - операция мышления, 3-е - уяснение общего смысла и его частей, 4-е - раскрытие смысла, 5-е - умение проникнуть в смысл чего-нибудь. По-другому: понимание - это операция мышления, включающая в себя умение проникать в смысл нового знания, умение уяснить и переработать новое знание в свою систему мышления, т.е. сделать это знание своим. Все это относится к знаниям в виде текстов, речевому общению, визуальным образам, наблюдениям окружающего мира, событий, объектов и т.д. Во всех случаях понимание выступает как элемент познания.

Есть необходимость обозначить, из каких составляющих складывается понимание. Понимание - это и процесс, и результат этого процесса. Рассматривая этапы и элементы процесса познания, постараемся затронуть и то, что необходимо для понимания, что помогает в этом процессе, и что мешает. Следует отметить, что понимание как основной элемент познания следует рассматривать состоящим из отдельных процессов: восприятия, переработки-преобразования и усвоения полученной информации. И так, по порядку.

Первое, необходимо учиться умению правильно приготовить все необходимое для работы и подготовить себя к ней. Любая работа, чтобы быть плодотворной, должна начинаться за какое-то время до ее фактического начала. Учеба, понимание, познание - это определенно является работой - специфичной, но, тем не менее, работой, и к этому так и надо относиться. По поводу того, как сделать свою работу успешной, у автора имеются соображения, изложенные в отдельной работе, которая будет приложена к данным раздумьям. Единственно, следует отметить особую важность подготовительного этапа.

Второе, умение мотивировать себя, т.е. расположить себя к работе. Для этого, отвечая на вопросы — для чего, зачем, почему, - понять смысл и цель предстоящей работы, понять необходимость этой работы до такой степени, чтобы она стала внутренней потребностью. Без понимания цели действия оно, это действие, становится бессмысленным и, соответственно, внутренне отторгаемым.

Третье, умение принудить себя к работе. Да, иногда, а даже и часто, приходится принуждать себя к работе, усилием воли возвращая себя в рабочее состояние, в состояние внимания-восприятия, состояние умственного бодрствования и активной работы. Полезно приучить себя к такому простому слову «Надо», которое будет определять высшую необходимость и этим «включать» рабочее состояние.

Четвертое, внутренний настрой на восприятие информации. Необходимо понимать, что не мы проникаем во что-то новое, а мы разрешаем или запрещаем ему, этому новому, войти в нас. Для примера можно поговорить о холоде и тепле, о свете и тьме. Нет как такового холода, а есть отсутствие тепловой энергии, и поэтому холод не может распространяться. Может распространяться только тепло - тепловая энергия. Иногда можно слышать, что, дескать, куда-то проникает холод. Нет, нет, и нет - это уходит тепловая энергия. Не может и вода течь вверх, она всегда потечет с уровня с большей энергией к уровню с меньшей энергией, т.е. сверху вниз. И тьмы нет, а есть отсутствие в каком-то месте света. Так и со знаниями - они все находятся вне нас, и проникнуть в них своим умом весьма проблематично. А вот впустить в себя знания мы можем, если не будем этому мешать. Об этом Митрополит Антоний Сурожский: «…ум должен быть совершенно открытый, ”пустой” к неизвестному и неожиданному». Вот в этом и состоит один из аспектов подготовки - удалить все ненужное из головы, все способное помешать и отвлечь от работы. (Мы уже говорили, что процесс познания - это специфическая, но работа). И нам необходимо создать в голове некий вакуум, некий голод на новое знание и жажду познания нового, ожидание радости познания нового. Тогда знание само будет проникать в нас. На востоке говорят, что ничего нельзя налить в полный стакан. Это говорится именно о подготовке себя к обретению нового знания. Если голова занята какими-то мыслями, новое знание туда не сможет войти - для него там просто не будет места. К каждой встрече с новым нужно готовиться как к первому свиданию, с ожиданием радости этой встречи. Если все знания находятся вне нас, а мы выступаем только как их приемники, то следует рассмотреть, что же этому знанию мешает проникать в нас. Все преграды принадлежат только нам самим - это наши невнимательность, несобранность, отвлечения, предвзятость, недоверие и т.п., а еще, и это очень важно, наша способность, зачастую неосознанная, к самопрограммированию. Если мы скажем себе, что мы не поймем, то так и будет - ведь мы тем самым дали себе установку не понимать. К сожалению, мы очень часто программируем себя на негатив, в результате и получая его. Здесь же следует упомянуть о возникающем иногда страхе перед новым знанием, занятием, работой – необъяснимой на первый взгляд боязни этого нового. Источников этого страха может быть несколько. Первое, неуверенность в себе, в своих силах, в своих способностях. Что делать? Начинать – «глаза боятся, руки делают». Новое дело не всегда сразу получается – уж есть такое правило. Нужно убрать этот страх. Как? В том числе и молитвой – с верою положиться на помощь Божию. А также собственным рассуждением с собой постараться найти причину этого страха. Вообще рассуждать с собой, исследовать и контролировать себя - этому необходимо учиться. Учиться – это учить себя. Второе, если начинается богоугодное дело, занятие, беседа или что-то другое подобное, то не следует удивляться вмешательству лукавого. Он всегда тут как тут, когда начинается движение к Богу: «Вставши на путь к Богу, приготовь сердце свое к искушениям». (Сир.) Здесь помогут только молитва и наша вера.

Пятое, создать необходимое отношение к источнику информации. Необходимо создать у себя чувство доверия к тому, откуда получаешь знание: учитель ли, книга, видеоматериал или что-то другое, и даже природа, окружающие люди – все, все вокруг нас несет новое, только надо открыться этому новому и принять его. Но надо помнить, что все новое мы должны принимать в сомнении и рассуждении. Мы всегда получим то, к чему готовы, но есть опасность понять именно так, как мы хотим понять, потеряв объективность в своих рассуждениях. Необходимо исключить предвзятость, постоянно отслеживая ход своих мыслей, свое отношение к предмету, сохраняя безстрастность в своих внутренних рассуждениях.

Шестое, это внимание - умение сосредоточиться на восприятии и обработке материала. Сосредоточиться, то же - сконцентрироваться, значит свести свое внимание в точку предмета познания. Для этого необходимо очистить свой ум от всего отвлекающего. Вообще необходимо относиться к своему уму, который по общепринятому мнению связан с мозгом, как к инструменту, который необходимо настраивать и тренировать. Мозг ли является средоточием ума, это еще большой вопрос. Святитель Лука Войно-Ясенецкий приводит несколько примеров, когда у совершенно нормальных в поведении и мыслительной способности людей после смерти обнаруживалось частичное или полное отсутствие мозга. Но кроме ума у нас есть еще и разум, который управляет умом. Вот это взаимодействие ума и разума в себе необходимо прочувствовать и через разум тренировать свой ум, свою мыслительную способность. У нас имеется многоярусность мыслительных процессов, способность производить одновременно несколько мыслительных действий. Это очень важно. Ум необходимо тренировать, а разум учить постоянно бодрствовать. Ленивый мозг теряет свою способность работать, а ленивый разум перестает соображать. Как тренировать ум и разум? Как их заставить работать совместно и с пользой? Существуют некоторые методики по развитию творческих способностей. Их можно поискать и найти. Но этому помогают и ребусы, загадки, шарады и что-то другое похожее – все, что заставляет думать и соображать. Помощь оказывают вопросы: почему, почему так, зачем, отчего и подобные. Но главное, постоянный собственный анализ своих мыслей, их движения – поиск «ключиков» к своей голове. Наблюдая себя и отслеживая свои мысли, найти в себе уровни ума и разума и научиться управлять ими. Учиться, учить себя – это и есть в первую очередь исследование себя, а через результаты своих исследований выход на управление своими мыслительными процессами.

Седьмое, умение включать внимание, удерживать его необходимое время и восстанавливать его в случае потери. Вниманием мы поддерживаем себя в состоянии активной познавательной деятельности. Внимание, смеем предположить, принадлежит разуму, который поддерживает ум в активном состоянии познавательной деятельности.

Восьмое, умение погружаться в процесс познания. То есть находиться в этом месте и в этот момент, отдавая себя всего процессу познания. Превратиться как бы в губку, жадно впитывающую все новое. Включиться в единую систему с источником знания, информации.

Девятое, умение оперативно обрабатывать получаемую информацию, выделяя главное, сравнивая с уже имеющимися знаниями по предмету познания, выстраивая логические связи между отдельными блоками информации. Умение оперативно делать суждения, анализ, выводы и оценки материала по ходу работы. Т.е. постоянно иметь наличие внутреннего рассуждения параллельно с восприятием информации. Другими словами, необходима творческая работа с получаемой информацией прямо по ходу ее получения.

Десятое, проанализировать результаты работы, обобщить материал. Прокрутить внутри себя то, что уложилось, поправить какие-то связи, оценить, все ли понято и как понято. Полезно несколько раз возвращаться к полученным знаниям, додумывая, дорабатывая, перерабатывая их, выстраивая в систему, связывая с другими знаниями, формируя свое понимание данного вопроса.

Март, 2015 год.

Основы успешной работы.

Ты хочешь, чтобы все твои дела тебе удавались? Постарайся вдумчиво прочитать, что здесь написано. Если ты захочешь, это поможет тебе. Подумай, ведь у тебя внутри есть желание того, чтобы всегда все твои дела у тебя удавались.

Сначала попробуем разобраться, отчего же, в первую очередь, зависит успех в работе, что является главным условием плодотворной работы. Для примера рассмотрим работу столяра. Но это только для примера, разговор идет о любой работе, за которую ты возьмешься.

Может, материал? Да, конечно, от материала многое зависит, но можно взять самый лучший и получить вещицу весьма посредственного качества.

Инструмент? Да, и от этого зависит качество, но только важно, в каких руках находится этот инструмент – сам ведь он ничего не делает.

А, значит, умение мастера? Да, и от этого тоже. Только мастеров-то у нас много, а хороших вещей до обидного мало.

Но что же существует такое, без чего и лучший мастер и из лучшего материала и лучшим инструментом ничего хорошего сделать не сможет?

Все очень просто: ничего хорошего не получится без любви к своей работе. А откуда может взяться эта любовь? Как это – взял и полюбил? Ну, а если не нравится мне эта работа? Что делать? Но ведь я ее делаю для кого-то. Да и он мне тоже не нравится. Перебирая и выискивая все предметы возможной любви, все интересы и возможные стимулы, размышляя над этим, неизбежно приходишь к мысли, что существует Одно Единственное, ради Чего, ради Кого можно все делать: ради любви к Богу, ради Его Самого. Только Он может даровать Любовь, только у Него она настоящая. Только она приносит радость. Только через любовь к Нему и через Его любовь можно полюбить все и вся. В этой любви труд преображается, становится радостью и настоящим творчеством - это возможно только с Ним, с Господом. В этом случае труд становится внутренне бескорыстным, свободным, радостным, и проявляется истинная ответственность. Другие пути к любви и радости автору этих строк не известны. Ни деньги, ни другие прелести дать этого не могут.

Ну, а теперь, наверное, необходимо определиться, что же мы понимаем под словами «успех, успешная». Во-первых, мы говорим о результатах работы, во-вторых, мы не имеем в виду материальный, денежный успех. Хорошо, когда в конце работы можешь сказать себе: «Я лучше сделать не мог», или даже: «Я сделал лучше, чем мог». Только так и должно быть. Чего же еще не хватает, чтобы выполненную работу можно будет считать успешно выполненной? Конечно то, что она сделана ко времени. «Дорого яичко ко Христову Дню». Что же этому помогает? Ответственность, всегда и во всем величайшая ответственность за свое дело и за людей вокруг тебя, и еще необходимо терпение. А этому очень помогает молитва, только молитва - через нее дается все. Еще необходима вера: вера в себя, вера в достижение успеха, вера в Помощь, которая придет обязательно, если ты всего себя отдашь своему делу. (Не останавливайся, дочитай, пожалуйста, до конца.)

Теперь можно и правила:

1.     Приготовить себя для работы, настроиться на нее.

2.     Приготовить все для работы, что потребуется: и рабочее место, и инструменты, и материалы, одним словом, все, что будет необходимо во время работы.

3.     Начать работу, войти в нее.

4.     Поддерживать свое рабочее состояние, внимание, бдение, сосредоточенность. Не допускать ни одного неконтролируемого действия.

5.     Заканчивать работу на максимальном внимании и осторожности.

6.     Прибраться на рабочем месте.

7.     Проанализировать свою работу и результаты ее.

8.     Поставить цели и задачи на дальнейшее.

 

Теперь поподробнее по каждому пунктику.

1.     Приготовить себя для работы, настроиться на нее.

Сначала чисто внешняя сторона: если нужна рабочая одежда, то проследи, чтобы она была в полном порядке, вымой руки, лицо, это помогает, и приступай к внутреннему настраиванию на работу.

Первое, удали из головы все мешающие мысли и беспокойства. Как это сделать? Все беспокойства и вызванные ими мысли имеют причину: то ли ты получил обиду, то ли обидел кого сам, то ли случилась или может случиться какая неприятность, или нужно было что-то сделать, и не сделал, или предстоят испытания, да и мало ли других причин для беспокойства может быть. Это может быть даже твоя усталость, а через нее и мысль об отдыхе, которая также отвлекает. Выделяй мысли по одной и решай, как с ней быть: если устал, то надо или заканчивать работу, или, если, все же, необходимо сделать ее сейчас, объяснись с собой, дескать, я обязан это сделать именно сейчас, отдохну позже. Если тебя гложет обида, постарайся разобраться, в чем же причина этой обиды. Если тебя обидели незаслуженно, то нет причин и обижаться – ты перед собою чист, и совесть твоя чиста. Успокойся на этом. Прости обидчика. Но, если совесть твоя подсказывает, что ты действительно в чем-то виноват, то постарайся это честно признать и принять, как помощь тебе, как подсказку. За такое можно даже поблагодарить, а обижаться не за что. Ну, а если ты сам кого-то обидел, то в этом случае, безусловно, надо попросить прощения и исправить сложившуюся ситуацию. Назначь себе место и время, когда ты это сделаешь. Может быть, есть просто нежелание делать эту работу. Надо найти причину этого нежелания: или мне этого не надо, или мне неприятен человек, для которого я этим занимаюсь, или что другое. Разберись, найди причину своего нежелания и прими решение, делать или не делать. Так же поступи и со своим «не хочу это делать». Кроме «беспокойств вчерашнего дня», есть «беспокойства завтрашнего дня» – это, когда тебя беспокоят какие-то события в будущем. В каждом конкретном случае реши, что и когда необходимо сделать, чтобы не получить неприятности. Не прячься от неприятностей, не беги от них, а иди им навстречу и решай их. Не надо их копить, надо их устранять. Здесь следует добавить, что необходимо ранжировать планируемые тобою самим дела, т.е. выстроить их по степени важности и начать с самого главного. Бывает, убегая от каких-то важных дел, мы прячемся за второстепенные, ну, а это обязательно вызовет твое внутреннее беспокойство. Так что, определись и спокойно делай то, что сейчас надо сделать в первую очередь. Знай еще, что иногда беспокойство возникает, как предупреждение – а достойное ли дело ты сейчас затеваешь. Если только для того, чтобы похвастаться им или получить за него похвалу, то лучше и не начинать такого дела вовсе. И еще хуже, если во вред или укор кому-либо. Так что перед началом всякого дела подумай, а для чего ты его начинаешь. А когда освободился от отвлекающих мыслей, нужно подумать о том, что тебе сейчас предстоит делать. Очень спокойно представь все, что и как надо делать, в какой последовательности, и что тебе потребуется для этого. Подумай, что может получиться, а что может не получиться. Реши для себя, как надо делать, чтобы получилось все. Ищи в себе ключик, который поможет тебе. Больше рассуждай с собой. Почувствуй в себе способность выполнить свою работу хорошо. Одна из самых больших наград в этой жизни – это удовлетворение от выполненной работы, обязательно - хорошо выполненной работы.

И, самое главное в начале любой работы – попросить благословения Божия, попросить Его помощи. Если дело благое, она, эта помощь, обязательно будет. Подумай, насколько проще и легче живет православный человек – у него всегда есть Помощь, а через это и уверенность в себе. Заметь – уверенность, а не самоуверенность. Между этими словами и состояниями очень большая разница. И еще, об этом мы уже говорили, настоящая любовь к работе может быть дарована только Богом.

Почему же автор все время обращается к разговору о вере, о Боге? Да потому, что других настоящих и полных решений всех вопросов просто не существует. Вчитайся в те строки, где говорится о Боге и вере, и ты поймешь, какую огромную, ни с чем не соизмеримую, помощь во всех моментах жизни дает вера. Но, принимать это или не принимать, верить или не верить, выбираешь ты сам.

2.                Приготовить для работы все, что потребуется: и рабочее место, и инструменты, и материалы, одним словом, все, что потребуется.

Эта работа уже началась на предыдущем этапе. Обдумав, что тебе предстоит сделать, ты приготавливаешь все, что потребуется, чтобы не отвлекаться в процессе самой работы.

3.     Начать работу, войти в нее.

Помни, хорошее начало – это половина дела. Все, о чем мы уже поговорили с тобой, относится к этому, а также и непосредственно само начало работы. В работу надо войти, погрузиться в нее полностью, почувствовать контакт с предметом твоего труда, осознать себя в работе. Почувствуй в себе предвкушение радости от работы и разреши себе радоваться ею. Собери все внимание на работе – ты сейчас делаешь самое главное дело своей жизни – именно так ты сейчас относишься к каждому своему занятию.

4.                Поддерживать свое рабочее состояние, внимание, бдение, сосредоточенность. Не допускать ни одного неконтролируемого действия.

В самом названии этого пункта есть уже и сами приемы поддержания рабочего состояния. «Работа поглотила полностью…» - вот то состояние, которое ты должен испытывать во время работы. Сколько ты отдашь работе, столько она вернет тебе. Привыкай к самоконтролю – ты постоянно как бы наблюдаешь себя со стороны, отслеживая все свои мысли, все свои действия, движения, все свое состояние полностью. В процессе работы всегда появляется множество отвлекающих моментов, и надо вовремя их почувствовать и не дать себе отвлечься. Обязательно давай себе паузы в работе, как бы ты не спешил. Тот, кто отдыхает во время работы, успевает сделать значительно больше того, кто работает без отдыха. Лучше всего – час работы, десять минут отдыха. Отдых должен быть в достаточной степени пассивным. Здесь тоже не надо отвлекаться – ты сейчас отдыхаешь от своей главной рабочей мысли, поэтому во время отдыха лучше постараться побыть вообще без мыслей. Настоящие мысли приходят только в совершенно чистую (пустую) голову. Это замечание касается и умственной работы и физической в равной степени. Еще неизвестно, когда больше работает твой мозг: или тогда, когда ты его заставляешь работать, или тогда, когда он как будто ничем не занят. Еще следует сказать о музыке во время работы. Какая бы она ни была, она обязательно будет тебя отвлекать. Если ты серьезно и честно задумаешься об этом, отследишь свое рабочее состояние, то согласишься с этим утверждением. С собою надо быть честным всегда и во всех случаях.

5.     Заканчивать работу на максимальном внимании и осторожности.

Какие же опасности подстерегают тебя здесь? Первая - спешка – уж очень хочется поскорее закончить дело, осталось-то совсем чуть-чуть. Происходит потеря контроля и осторожности и, пожалуйста, ошибка. Это относится и к окончанию какой-то работы в целом, и к окончанию работы по времени. Второе, предвкушение победы, разгорающаяся в тебе гордость собой. Закружилась голова, бдительность потеряна – и вот, все испорчено. Никогда не думай о результате своей работы, пока она не закончена. Думай о том, как сделать ее лучше, и, если ты отдался работе весь, результат не замедлит сказаться. Трепетное отношение к своему делу – вот, что нужно чувствовать во время работы, а, особенно, в самом ее окончании. Происходит выход на вершину твоего труда, твоего духа. И, если ты работал, отдавая работе все, что мог, то, наблюдая результат своей работы, ты увидишь, что сделал лучше, чем мог. Это момент, когда православный человек возносит благодарность Господу за Его помощь. Если ты во время работы всегда думал о Нем, все свои действия соотносил по Нему, всегда обращался к Нему, то не прийти Его помощь просто не может. Если дело твое правое, и помыслы твои чисты, дело твое не может не получиться.

6.                Прибраться на рабочем месте, т.е. полностью завершить работу. Все убираешь на свое место. Несколько отстраняешь себя от сделанной работы. Это необходимо, чтобы увидеть ее беспристрастно и по-настоящему ее оценить.

7.     Проанализировать свою работу и результаты ее.

Посмотри на выполненную работу со стороны. Теперь ты не автор ее, а строгий судья. Уметь увидеть свое дело со стороны очень важно. И на это тоже испрашивается благословение и просится помощь. Не спеши себя хвалить, если все получилось великолепно, но, и не спеши расстраиваться, если что-то не получилось. И в том, и другом случае проявлена воля Божья. Надо строго разобраться, в чем же напортачил, где допущена ошибка. Чаще всего, строго и тщательно разбираясь, а только так и надо делать всегда, приходишь к выводу, что недоработка произошла на духовном уровне, т.е. в твоем собственном отношении к самой работе. Где-то тщеславие тебя посетило – слишком хорошо о себе подумал, где-то просто отвлекся. Вот, действительно, чего никогда нельзя делать, так это хвалить себя. Даже, если все получилось отлично, не твоя это заслуга. Не поймешь этого, в следующий раз не получится. А поймешь, то будет прибавлено тебе умений. И никогда не хвались своей работой, не жди за нее похвал, не жди благодарностей. Сохраняй внутри себя спокойствие и свою благодарность Всевышнему.

8.     Поставить цели и задачи на дальнейшее.

Работа не будет полностью завершена, если ты не посмотришь вперед. Надо увидеть, куда ты идешь, чего хочешь достичь. Надо отследить свое сегодняшнее состояние, почувствовать свои внутренние тенденции его изменения и понять, к высшему или низшему они направлены. Принять решение, что необходимо делать. И попросить у Бога благословение на это.

Вот так, с именем Господа и вершатся все дела. Это и есть главное условие успешной работы, успешной и радостной жизни.

Да поможет тебе Бог.

Январь 2003года.

Учиться учиться.

Побывав в детском саду, окончив школу и техникум, получив два высших образования (а сейчас, когда это читается в 2015 году, уже три) и пройдя огромное количество всевозможных курсов повышения квалификации, автор нигде и никогда не встретил разъяснения, как же необходимо учиться, т.е. как получать знания, как их закреплять, как заниматься самостоятельно и т.д. До сих пор автору не встречались методики, позволяющие ученику научиться полнее, лучше и легче усваивать материал на лекциях, на практических занятиях, при самообразовании. И, тем более, никем, нигде и никогда не объясняется, как и каким образом научиться обобщать материал, делать самостоятельные выводы. Ну и совсем из разряда невероятного – как самому ученику творить, создавая совершенно новое знание. Как сделать процесс обучения интересным, приятным и как надо радоваться приобретению знаний.

Автор, безусловно, предполагает, что такие методики уже существуют, более того, он сам встречал их фрагменты, но не в педагогике. Есть наука, как учить, есть книги по развитию интеллекта, памяти, способностей, но о том, как учиться, в том числе, и по этим книгам, наблюдается заговор молчания. Автор, более того, считает, что само ученичество может стать предметом изучения отдельной самостоятельной отрасли науки.

Автор просит принять излагаемое им, как размышления, как попытку даже не решить, а только рассмотреть, обозначить отдельные аспекты проблемы познания.

Отдельные вставки-статьи будут носить самостоятельный характер и предполагаются как обращения, наставления, методики по отдельным вопросам взаимоотношений людей, знаний и этики.

 

Обучающие ситуации (или ситуации обучения.):

1.     Человек («Учитель») – «ученик»

2.     Человек («Ученик») – «учитель»

3.     Человек – окружающие люди

4.     Человек – окружающий мир

5.     Человек – книга

6.     Человек – сам

7.     Человек – проблема

8.     Человек – ситуация

 

К ученику.

 

Ученик, не смотри учителю в рот – слова надо слышать, а движение губ тебя только отвлечет.

Не смотри учителю в глаза, не смущай его и себя – нужен не процесс слушания, а процесс понимания.

Не позволяй посторонним мыслям входить в твою голову – контролируй свое состояние.

Когда ты слушаешь, т.е. хочешь принять и понять, голова должна быть свободна от всех других мыслей – в полный стакан ничего невозможно налить.

И даже не на слух обращено все твое внимание, а на принятие информации и ее понимание.

Обратиться во слух – это еще не значит получить способность понимания – надо обратиться в само понимание, в саму принимаемую мысль.

Только вера в учителя, в его знания, в его доброту и вера в себя и в свою мудрость способны открыть тебе пути понимания и приятия знаний.

Помни: запомнить – это значит, получить возможность забыть, а понять – это значит, получить способность воспроизвести, сотворить самому.

 

К ученику.

 

Все мы в своей жизни независимо от возраста и положения, так или иначе, оказываемся в роли ученика. От того, как мы поведем себя в этой ситуации, зависит и то, как мы из нее выйдем: порадовавшись и обогатившись или обидевшись и потерявши возможность приобретения знаний.

Существуют правила для ученика и вот некоторые из них:

1.     Надо слушать, но этого мало – надо слышать, что тебе говорят, но и этого мало – надо внимать.

2.     Надо умерить свою гордость – ты сейчас ученик.

3.     Учитель всегда умнее и мудрее тебя, если, конечно, ты хочешь учиться.

4.     Надо расположить себя к учителю (к любому говорящему с тобой) – раскрыться ему.

5.     Надо занять позицию ученика – почувствовать себя им.

6.     Надо принять позу ученика.

7.     Надо говорить и вести себя как ученику.

8.     Надо не стесняться быть учеником.

9.     Надо радоваться возможности быть учеником.

10.           Надо иметь желание учиться.

11.           Никогда нельзя обижаться на учителя.

12.           Надо верить своему учителю.

 

К учителю.

 

Ты такой же ученик, как и тот, кто тебя сейчас слушает.

Ты не проповедаешь, не вещаешь, а лишь делишься, передаешь.

Думай о том, что ты передаешь.

Думай о том, чтобы у тебя было то, что необходимо передать.

Думай о том, как передать, чтобы приняли.

Уважай ученика.

Цени ученика.

Люби ученика.

Радуйся за ученика.

Страдай за ученика.

Будь откровенным.

Будь открытым.

Будь самим собой.

Не играй.

Не подыгрывай.

Не возносись.

Не гордись.

Не злись.

Не гневайся.

Не обижайся.

Не унывай.

Не расслабляйся.

Верь ученику.

Верь в ученика.

 

         Некоторые условия творческой работы.

Почему творческой работы, если мы говорим об учении? По большому счету, процесс учения, самообучения обязательно должен быть творческим – только в этом случае происходит полноценное усвоение нового. Только таким способом ученик внутренне сотворяет передаваемое ему знание. Если человек что-то только запомнил, заучил, то этим самым приобрел способность забыть это, если понял, то приобрел способность воспроизвести это сам, ну а если это знание воспринято на уровне сотворчества, то приобретается уже умение сотворить и не только это конкретное знание, но и любое другое. Так что, истинное приобретение и усвоение знаний – это, безусловно, творчество.

Некоторая технология.

1.     Подготовка себя, настраивание на работу.

2.     Подготовка рабочего места и всего, что потребуется в работе.

3.     Настраивание себя уже на рабочем месте – погружение в работу.

4.     Сам процесс работы и поддержание себя в состоянии творческого внимания, творческой активности.

5.     Окончание работы. Анализ, обобщения, самооценка, задачи.

         (Простите, здесь только начало размышлений на эту тему обучения.)

2003 год.

 

Умею то, что не умею.

 

Человек должен знать, что он уже сейчас умеет делать то, что он никогда еще не делал, и что, на этот момент, он пока делать не умеет. Странное сочетание «умеет то, что не умеет». Да, пока он не приступил к какой-то новой работе (новому делу), он её делать не умеет, но, приступая к ней, он (сам!) научается её делать. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы каждое новое дело было на ступеньку выше предыдущего. Надо идти по пути постоянного совершенствования. В человеке должно жить постоянное стремление прожить каждый последующий день лучше (не в материальном плане), добрее, полезнее и, поэтому, радостнее предыдущего.

А сначала всегда трудно. Да, так оно и есть. Всё и всегда сначала не получается. Это нормально. К этому надо привыкнуть и спокойно принимать. Этот этап надо просто проходить. Как? Да очень просто – продолжать делать это дело, не смущаясь временной неудачей. Думать, почему не получается, продолжать и, главное, не останавливаться.

Осень 2001года.

О творчестве.

(из письма-обращения к ученикам)

         Здравствуйте, милые братцы.

         О чем же мы сегодня поговорим?

         Давайте попробуем рассмотреть, что такое творчество. Будет больше вопросов, чем ответов. Возникнет необходимость определить и само творчество, и то, что сопровождает его, сопутствует, мешает или помогает ему, каким должен быть творческий человек и, вообще, каким должен быть человек. Вряд ли я скажу что-либо принципиально новое – я постараюсь вам дать свое понимание этих вопросов, какое у меня сложится на этот момент. Вот и первый вопрос: почему «сложится на этот момент»? Когда я говорю с вами, я не вспоминаю заученные заранее фразы, а говорю то, что действительно возникает у меня в голове непосредственно сейчас. Признаюсь, я специально избрал эту методу. Во-первых, это интересно мне самому – что же такое я сейчас создам, что новенького узнаю. Да, я иногда сам от себя узнаю новое. Кстати, очень интересный способ познания. Во-вторых, я все, что вам говорю, создаю именно для вас и в этот момент. Здесь есть и плюсы и минусы. Вы можете своим вниманием участвовать в этом процессе, помогая раскрыться мне и раскрываясь сами. Но вы так же легко можете поставить стены, отделяющие нас друг от друга, и тормоза, останавливающие мою мысль. И вот первый вопрос к вам: «Зачем вы сейчас передо мной? Отбыть время? Повыпендриваться? А может все же – узнать? Узнать меня и себя? Узнать новое? Измениться?»

         Каждый человек всегда получает то, что он хочет, то, что он заслуживает, то, к чему он готов. И слышит человек всегда то, что хочет услышать. Хотите услышать глупости, вы их и будете слышать. Все, что ни будет говориться сейчас, даже самые умные и правильные слова, вам будет казаться глупостью. И в тоже время, если есть желание учиться-узнавать, то даже в очень сером и скучном изложении материала вы найдете много нового и интересного – вы сумеете прочитать между строк. Другими словами: «Что ищите, то и находите».

Встретилось интересное слово «узнавать». Подумайте, что значит «я тебя узнал». То есть, я тебя когда-то знал, ну был знаком, скажем, а сейчас, встретив тебя, я вспомнил. Закрадывается мысль, а, если я узнаю? новое, то, может быть, я сейчас просто вспоминаю это знание. Ведь иногда возникает такое ощущение, правда? Даже тогда, когда есть твердая уверенность, что это абсолютно новые сведения. А что, если предположить, что все знания уже существуют и даются человеку, когда он до них созревает и будет готов их принять и понять. Пошла интересная тема – значит нужно быть готовым встретить это знание, принять его и раскрыть. Что же нужно для этого? Каким нужно быть для этого? Первое, уметь быть всегда бдительным – новое возникает в тебе самом и поэтому нужно научиться слушать себя, контролировать свои мысли, чувства, ощущения, быть внимательным к себе. Второе, нужно научиться нацеливать себя на новое, на поиск его, на встречу с ним. Третье, научиться мыслить другими категориями, категориями нового. Четвертое, научиться стратегии, тактике, методам и технологиям мышления. Пятое, научиться терпению, научиться ждать. Шестое, научиться кропотливо работать. Седьмое, научиться учиться. Восьмое, научиться верить. И, более того, я думаю, что есть и девятое, и десятое и т.д.

         Ну а сейчас опять возвращаемся к творчеству, хотя разговора о нем мы и не прекращали. Аристотель выделил три основных свойства разума: созерцательное, действенное и творческое. Человек может состояться, только, если овладеет всеми тремя, и главным свойством здесь является творческое, т.к. развившись, оно будет руководить первыми двумя. Да, творческое начало надо развивать, над ним надо работать, в то время как, первые два нам даются в достаточной степени развитыми. И опять уточнение: можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать, делать дело не так, а иногда, к тому же, и вообще не то дело.

         Но все же о творчестве. Творчество – это создание нового знания. Это касается и науки, и техники, и искусства в равной мере и даже – самой жизни. Если картина или музыка ничего нового не говорят, то это и не искусство, и не творчество.

Творчество – это и процесс и, в то же время, результат, по той причине, что само творчество является результатом большой работы, добавлю, творческой работы. Каждый ищет себя сам, сам себя создает и в процессе создания себя рождает свою индивидуальность, которая может быть только творческой – именно в этом она и проявляется.

         Далее о творчестве. На с.д. существуют некоторые варианты методик развития творческих способностей и развития мышления, а также их активизации. Почему – варианты? Потому что они пока еще не ваши. На основе их вы построите свою систему, построите сами, а иначе это не будет творчеством и, следовательно, не будет индивидуальностью.

Апрель 2002года.

 

Из вводной беседы.

         Для начала учимся слушать. Что это значит? Ощутите себя здесь и сейчас. Вы все полностью находитесь здесь – и телом, и всеми мыслями, и всем своим внутренним состоянием. Мы здесь все вместе. Мы отвечаем друг за друга. Мы помогаем друг другу. Мы хотим узнать себя. Хотим помочь себе. Хотим обрести себя.

         Не интересно то, что я говорю? Это тоже момент, требующий обсуждения и работы над собой. Необходимо научиться включать свое внимание тогда, когда вам это необходимо. Это придет.

         А сейчас постарайтесь отследить внутри себя все осколочки мыслей, которые роятся в вашей голове и отвлекают вас. Обиды, заботы, беспокойства должны сейчас вас оставить – вы сами должны с ними разобраться. Постарайтесь ни о чем не думать. Но это умение, к которому мы еще только идем. Разные мысли будут сами залезать в вашу голову, а вы их и встречайте по одной с вопросом: что же именно вызывает ваше беспокойство? – и раскладывайте их по полочкам: это я сделаю тогда-то, с этим сделаю то-то, это исправлю так-то, попрошу прощения, сам прощу, а какие-то мысли вообще не мои – я им так это скажу, и они уйдут сами.

         Теперь о наших взаимоотношениях. Я не учитель и не гуру. Я ваш временный помощник на вашем пути к себе. Я попытаюсь разбудить вас и показать вам лишь некоторые направления работы над собой, но саму работу вам придется выполнять самим. Не пугайтесь – это станет интереснейшим занятием. Так здорово – обретать себя, узнавая, создавать себя и становиться самим собой.

         Но слушать мало – надо слышать. «Имеющий уши, да слышит». Слова несут значительно больше информации, чем они значат сами по себе – информация вокруг слов, она окружает их как некое силовое информационное поле. Слова должны развертываться внутри вас, раскрываться – мы учимся слышать многозвучие и нюансы слов, поэзию и звучание их сочетаний. И вместе с тем: «Слово произнесенное есть ложь». Но говорящий (допустим – я) не хочет врать. Где же ложь? В чем она? Чем проявлена? Как появляется? Подумайте, ведь я вам передаю не слова, а свое состояние: комплекс мыслей, ощущений, знаний, свое настроение, отношение к вам, свое мироощущение и миропонимание. Только словами этого не передать – значит, они лживы уже только поэтому. Неужели нет выхода? Есть – я раскрываюсь вам, вы раскрываетесь мне. Мы взаимно ищем понимания. Передача – это когда есть и передатчик, и приемник, и обязательно единая для них несущая информацию волна. Т.е., нам необходимо настроиться друг на друга, а этим и научиться всегда настраиваться на своего собеседника и слышать его, постигая в словах его состояние, становясь им – только так можно услышать-понять.

Мы сейчас вместе отправляемся в плавание к себе. Я, так же как и вы, вижу перед собой это безбрежное открытое море. Я, может быть, чуточку раньше отправился в это плавание, но какое-то время поплывем мы вместе, вместе прокладывая курс, вместе совершая открытия, вместе радуясь победам, вместе преодолевая трудности, которых всегда достаточно и которые всегда будут, и именно в преодолении их мы находим себя. Но в тоже время мы будем плыть каждый самостоятельно, и это обязательно – каждый к себе самому. Я еще ищу себя и моя гавань еще также далека, как и ваша. Но у нас есть маяк – добро, созидание его, объединение с ним и в нем же наша награда.

Май 2002года.

 

Когда мы живем?

Когда начинается будущее?

или: Как победить время?

или: Как победить себя?

или: Как победить уныние?

Будущего нет до той поры, пока ты не сделал туда свой шаг.

Шаг этот  - то самое мгновение, которое ты живешь сейчас и здесь.

И всегда и везде только в то мгновение и в том месте, в котором ты находишься, ты живешь и рождаешь будущее. И не только свое.

Не трать эти мгновения, не останавливай жизнь. Иди. Ищущему всегда будет помощь. Все вокруг будет разворачиваться перед тобой, раскрываться и идти тебе навстречу.

Но, чтобы успевать жить, надо идти быстро, не останавливаясь, надо бежать, бежать быстрее и быстрее. И время будет твоим помощником. Его будет у тебя всегда достаточно на все. Но, что такое «бежать»? Это значит уплотнять время, не растрачивая его на безделье и пустые дела. Не скакать и не бегать, а успевать делать больше во времени и лучше, доводя все дела до их завершения.

И никогда нельзя останавливаться. Время скользнет мимо тебя. Ты провалишься в него, и оно будет тяжким грузом давить на тебя. И, как в замедленном фильме, ты будешь беспомощно барахтаться и только ощущать огромную скорость времени, проносящегося мимо тебя. Может охватить ощущение, что ты один на перроне, и что твой поезд ушел, и что все потеряно.

Но и тогда вспомни, что здесь и сейчас начало будущего, начало всей жизни. И, проживая полноценно это мгновение здесь и сейчас, ты снова помчишься на крыльях времени.

Но чтобы это случилось, ты должен принять решение. Шагнуть. Идти. И догнать время. Знай: это тебе по силам. Иди. Впереди тебя ждет победа. Приняв решение идти, себя ты уже победил. Счастья тебе.

Май 2000года.

С искренней любовью, ваш брат р.Б. Михаил. Март 2015 года.


Интернет-магазин икон "Главикона.ру"

 Помощь Свято-Троицкому храму