FAQ  -  Terms of Service  -  Contact Us

Search:
Advanced Search
 
Posted: 14/04/2015 - 0 comment(s) [ Comment ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]
Category:

 Немного о мудрости, сознании, подсознании и НЛП

Сначала несколько слов о том куда же мы движемся.

Годах в шестидесятых рабочая неделя составляла шесть полных дней. Не было стиральных машин, не было пылесосов, мультиварок, не было никаких механизмов и устройств, облегчающих работу по домашнему хозяйству. У хозяина дома не было никаких механических инструментов, шуруповертов, електрорубанков, электродрелей, шлифовальных машинок и прочего, что сейчас есть в каждом доме. Только ручной инструмент. Все в хозяйстве делалось вручную, как наверное и сто лет тому назад. И, меж тем, люди много читали, выходили по выходным в театры, в кино, в филармонию, на танцы (помню, мои родители ходили на танцы, когда им было за сорок), катались на лыжах (все пригородные автобусы в выходные были полны лыжниками, ходили всегда полные «поезда здоровья»), на коньках (в Ярославле было семь больших катков, которые были полны всегда людьми всех возрастов, от самого юного и до самого преклонного). Успевали всё. Сократили в субботу рабочий день на два часа – ну просто был всенародный праздник. Затем сделали субботу нерабочей – радости и ликованию не было конца. На каком- то протяжении свободное время заполнялось духовно и физически полезными занятиями. Потом появились вот эти супер умные электрические помощники в хозяйстве. Как будто освободилось время для полезных дел, а его, этого времени, просто не стало. Оно исчезло. Исчезло время. Люди перестали успевать, времени не хватает ни на что. Сейчас не жизнь, а сплошная суета и спешка. И нельзя сказать, что все время сожрал этот вор-телевизор.

Нет, в этом случае происходит что-то другое. Что-то со временем. Само-то время не виновато. Изменились люди. Во-первых, все мы стали потребителями. Потребителями товаров, зрелищ, наслаждений… и времени. Люди все это съедают. Совсем в недалекие времена слово «потребитель» было верхом оскорбления, а сейчас в школах даже появился предмет «Курс грамотного потребителя». Во-вторых, потеряна ценность времени, а что не ценим, то и выбрасываем. Время – это тоже дар Божий. И если мы его прожигаем, то оно у нас отбирается. Притча о талантах говорит нам об этом (Мф. 25, 13-30; Лк. 19, 11-28). Уместно вспомнить и сказку о потерянном времени. Иносказательно, но ясно сказано, кто пользуется нашим потерянным временем.

В какой-то момент развитие нашей цивилизации пошло по пути технического и технологического совершенствования, совершенно оставив в стороне человеческое и духовное, что в свою очередь отразилось на качестве нашего общества. Оно стало бездуховным, исчезла любовь, сострадание, ответственность. Такое общество, не изменившись в корне, не может иметь достойного будущего.

В предыдущей мысли ошибочка вышла – путь, который избрало человечество, уже не есть развитие.

И снова ошибочка – не человечество избрало, а ему было навязано, но оно согласилось с этим выбором в основной своей массе.

Вот, наконец, нашлось слово «масса» – то, что сегодня характеризует человечество наиболее полно.

Отдельно следует сказать о существующей сегодня тенденции приведения нашей жизни к технологиям. О чем идет речь? Все чаще говорится о происходящем сейчас переходе от «антропологической» культуры к «технологической». То есть, от «человека разумного» к «человеку технологическому».[1] Это означает устроение жизни по определенным технологиям, что практически означает роботизацию человека. Сейчас существуют и используются технологии управления, политтехнологии, технологии манипулирования сознанием и др. Как пример: «Общая цель общения – изменение состояния, установок, намерений и поведения партнера».[2] В данном-то случае говорится просто об общении двух людей. И это из школьного учебника. А уж что говорить о подготовке специалистов в области управления. Люди обучаются манипулированию персоналом посредством определенных методик и приемов. (Автор говорит это на основании личного опыта.) Ну, а уж если говорить обо всех средствах массовой информации, то здесь просматривается та же тенденция манипулирования. Грустно. Поэтому именно сейчас человеку необходимо умение думать, чтобы оставаться самим собой и не стать простым потребителем и марионеткой.

Думать – это постигать премудрость.

"Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его". (Прем. 7, 24-26)

«Знание обитает в головах, наполненных мыслями других людей, мудрость – в умах, внимательных к своим собственным». (Древний индийский стих)

«Если можно быть ученым чужой ученостью, то мудрым можно быть лишь собственной мудростью». (Мишель Монтень)

Путь к мудрости идет через рассудительность. Рассудительность опирается на предназначение Божие о нас – спасение от греха, обожение, т.е. стремление к подобию Божиему. Таким образом, рассуждая о каком-либо вопросе, действии, событии, мы должны руководствоваться Божиими Заповедями: как соответствуют вопросы, наши мысли, действия, события Божиему промыслу о спасении.

По этому поводу схиигумен Савва (Остапенко)

«Покажите в вере вашей добродетель

Нравственно-духовная жизнь начинается верою. Вера — первая ступень в лествице нашего спасения. Вера должна быть сердечная, искренняя, нелицемерная, несомненная, живая и деятельная. Если ты так веруешь, воспитал в себе такую веру, то непременно будешь обнаруживать ее делами — будешь стараться исполнять волю Божию, стремиться ко всему доброму: в мыслях, словах и делах.

Такое расположение к доброму, стремление к исполнению воли Божией и соблюдение заповедей Господних разовьет и воспитает в тебе нравственную деятельную силу духа — добродетель, порождаемую верою.

Таким образом, истинная, сердечная, живая вера рождает добродетель, творит добрые дела. Со своей стороны, добродетель возвышает и укрепляет веру, дает ей больше нравственных достоинств, ибо одна вера, без добрых дел, без деятельного стремления к добру, для спасения души весьма недостаточна. «Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? Еда может вера спасти его?» Мало того, такая вера нечиста, суетна, недействующа и даже мертва: «Вера, аще дел не имать, мертва есть о себе» (Иак. 2:14, 17).

В добродетели же — разум (рассудительность)

Стремясь к добру во всем: в мыслях, словах, делах — и стараясь исполнять волю Божию, христианин опытно научается истинно судить о вещах, различать Божие от человеческого, добро истинное от ложного, зло действительное от мнимого, правду от неправды, т. е. развивает в себе практическую христианскую опытность — святое благоразумие во всех делах. Это и есть нравственное рассуждение, разум духовный, христианское благоразумие.

Значит, добродетель производит духовный разум, но и сама от него приобретает совершенство, ибо какая добродетель полезна, если нет при ней разума?

В разуме же — воздержание

Духовный разум открывает христианину, где добро и зло, где истина и ложь в нем самом, в его поврежденном сердце, открывает множество худых мыслей, порочных наклонностей, злых похотей и страстей — и христианин ясно видит, как пусты и ложны их обольщения и как они опасны для хода и совершенства духовной жизни. Видя это, он начинает мало-помалу противиться порочным наклонностям, старается удерживаться от удовлетворения злых похотей, искореняет страсти и, таким обpaзом, приобретает новое нравственное совершенство — воздержание от злых похотей и страстей, соделывая чистым свое сердце. А чистота сердца возвышает и развивает духовный разум его, ибо чистые сердцем, по слову Божию, способны душевным оком зреть Бога и предметы Божественные: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят»[3].

В добродетели рассуждения всякий раз для проверки, испытуя полезность того или иного для спасения, следует задавать себе вопросы: «Для чего?», «Почему?», «Зачем?». Главным здесь является вопрос: для чего. В ответе будет: «Для того, чтобы …», т.о. этим вопросом определяется цель действий и поступков. Вопрос: «Почему?», а в ответе «Потому что» выясняется причина. «Зачем?» влечет за собой ответ: «За тем» и определяет желаемое приобретение. Как пример: «Для чего мы поступили в семинарию?» - «для того, чтобы стать священниками. И следующий вопрос: «А для чего стать священниками?». И так цепочка вопросов до полного разъяснения для себя истинных целей и побуждений и соотнесения их к делу спасения. И проверяем себя другими вопросами: «Каким должен быть священник? Кому он служит? Что значит – служить? и др.». Обязательно необходимо сказать, что в священстве очень трудно спасаться. И это именно так и есть.

Следующий вопрос в цепи рассуждений очень прост: «А приятно ли мне будет то, что я собираюсь сделать кому-то другому? Или – не заденет ли кого-либо мое действие?».

"Сказал Господь: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного". (Мф 7:12–21)

И уже очень важный вопрос: «Не нарушаю ли я своими действиями промысел Божий?». Болезни и страдания попускаются нам с вполне определенными целями. По словам старцев есть две категории людей, которые явно спасутся: онкологические больные и обуреваемые бесом. И тем и другим дан тяжелейший крест, который надо в смирении пронести. А онкобольным дана и благодать знания времени для подготовки к вечности.

Теперь несколько слов о знании.

Знание – это обладание какими-либо сведениями, осведомленность о чем-либо, отражение действительности в сознании человека и др.

Лукавый в нашем мире действует через людей, которые, поддавшись искушению и впав в гордость, не осознают, что исполняют его волю. Прельщение может быть осуществлено так искусно, что человек, неопытный в духовной брани и не находящийся в постоянном бдении, этого может и не заметить. Во всех событиях, происходящих в этом мире, и во всех действиях людей проявлено воздействие двух сил: Высшей и низшей, и необходимо иметь духовное видение, чтобы сознавать под чьим воздействием они совершаются. Это относится и к знаниям – не все знания от Бога. Кто-то, не осознаваемо, а кто-то и совершенно сознательно служит «князю мира сего».

Как же Господь попускает экстасенсорику, колдовство, дианетику и др.пр., и НЛП в том числе? Но о нем-то позже. Дело в том, что Господь дал нам свободную волю выбирать, кому служить. Мы сами осознанно должны это решать почти каждое мгновение нашей жизни. И испытания, искушения нам попускаются, чтобы мы, находясь в рассуждении, укреплялись во Христе. Это духовная брань, а мы – воины Христовы в этой войне.

По словам К. С. Льюиса мир разделяется – доброе становится добрее, а злое – злее (об этом почти дословно встречается и у наших старцев).

Но история этого выбора между добром и злом, быть с Богом или быть против Его, стара, как мир. Первым был Денница, избравшим противоборство Богу. Но история продолжается…

Вспомним дерево познания добра и зла. Познав зло, Адам и Ева открыли путь ко греху. Через это мы и сейчас несем его в себе и на себе.

Пример с внедрением в образование, так называемого, «секс просвета» - полового воспитания, выступающего под масками «планирование семьи», «валеология», «медико-педагогическая школа (МПШ)», «основы здорового образа жизни» и т.п. Через три года после его внедрения в Ярославской области в три раза выросло количество преступлений среди молодежи на сексуальной почве.

Да, далеко не всякое знание полезно. Есть абсолютно вредные. А может быть стоит попробовать что-нибудь этакое? … Лучше не надо. Дело в том, что такие знания ломают человека и оставляет глубокий след в душе. Удалить такое повреждение очень трудно, иногда – невозможно. Повреждение происходит в подсознании человека, затрагивая его сознание, дух и волю. Оно подобно компьютерному вирусу, только значительно опаснее, т.к. открывает наш духовный мир воздействию лукавого.

В первую очередь и наиболее сильно повреждается подсознание, а через это внутренние устои. Но только подсознанием воздействие не ограничивается: человек лишается воли, искажается сознание, разрушается разум и повреждается дух. Страдают и тот, кто использует методику НЛП, и тот, на кого было направлено это действие. Больше страдает, тот, кто использует. О взаимосвязи и взаимодействии сознания и подсознания, разума и ума, души и духа предполагается отдельный разговор.

Мнение Церкви об НЛП. Стоит задуматься, хотя бы только прочитав полностью эту аббревиатуру: нейролингвистическое программирование человека - разговор идет о человеке как о компьютере. Как компьютер можно запрограммировать на что угодно, так и с помощью НЛП можно и в человека вложить любую программу вплоть до изменения его личности.

«… Представители НЛП и не скрывают, что «в определенном смысле – это навыки неограниченной власти над человеком, власти над состоянием и настроением, мышлением и поведением окружающих вас людей» (Р.Бендлер. Создание убеждений). …

… Священное Писание всякое оккультное воздействие на человека строжайше запрещает. Деятельность волшебников, ворожей, вопрошателей мертвых, вызывателей духов, гадателей, обаятелей названа в Библии мерзостью (Втор.18:10-11). Гипнотическим оккультизмом, по-видимому, занимались обаятели (Иер.50:36; Дан.2:27; 4:4 и др.). Словом обаятель в Синодальном тексте переведено еврейское слово chabar. У этого слова несколько значений: связывать, заклинать, объединять. Гипнотизер именно связывает волю человека и манипулирует им. Святые отцы настраивают нас на духовное трезвение. Умолим Бога, чтоб Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает духовное рассуждение, с верностию отличающее добро от зла! (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов. Заключение)»[4].

 «… С точки зрения православной духовности использование НЛП запрещено. Находясь в состоянии гипноза, человек практически полностью теряет контроль над собой: как телом, так и сознанием. Наиболее высокая внушаемость возникает на самой глубокой фазе гипнотического транса (так называемая парадоксальная фаза), когда слабые факторы (например, слово) действуют сильнее, чем сильные (острая боль). Человеку в таком состоянии могут быть внушены чувства и мысли, противные его убеждениям (в том числе моральным и религиозным). В состоянии гипнотического транса человек становится доступным демоническому воздействию.

… С точки зрения православной антропологии главной ценностью общения является обмен личностными смыслами, которые облекаются в речевую структуру, играющую важную, но вспомогательную роль. Однако и субъект-субъектное общение будет несовершенным, а то и искаженным до тех пор, пока в отношении двух личностей не будет включена Высшая Личность – Бог. Опосредованность человеческих отношений Личностью Творца защищает общение, с одной стороны, от самодостаточности (гордости, самости) общающихся личностей, а с другой – от превращения одной из личностей (или обоих одновременно) в объект манипуляции. …»[5].

 «… Итак, путь совершенства в христианской аскетике - это путь к Богу, путь погружения в Бога и преображение с помощью Бога, это сопричастность Богу, становление частью Его Тела - Церкви, ибо Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Еф.5:23), т.е. Христос спасет Свое Тело, быть вне Его Тела, вне Церкви, значить быть вне спасения.

Каждый христианин желает быть счастливым, но при этом понимает, что по настоящему быть счастливым можно только в Боге, и место сосредоточения такой счастливой жизни - Царствие Небесное.

Что в НЛП? Это путь "САМОсовершенства", это превращение человека в бога (и бога земного), без помощи Самого Бога, это земное счастье от плодов рук своих, счастье в себе и от себя самого. И что хотят достигнуть люди с помощи НЛП? Прежде всего? Власти, умения управлять и МАНИПУЛИРОВАТЬ людьми, богатства, личного здоровья... Это главные цели. Или не так? Разве прибегают к НЛП, чтобы больше любить Бога и ближнего? Увы, нет... НЛП - верная служанка Мамоны. Отсюда и отрицательное отношение к НЛП в ЦЕЛОМ»[6].

С приведенных выше цитат можно было начать и на этом ограничиться. Мнение Церкви для нас является неоспоримым авторитетом и руководством. Но, думается, была необходимость поделиться некоторыми размышлениями для пользы духовной.

Прежде, чем брать в руки книгу, или заняться какой-то темой или, тем более, практикой, старцы назидательно рекомендуют попросить благословение у духовника, чтобы не получить искушений, взяв что-то не по силам, не по своему духовному уровню, и не нанести себе, и тем более другим, духовный вред, который может быть непоправим.

Для нас нет другого критерия, кроме Православия, мы всё проверяем учением Христа, чтобы не отпасть от Него.

Помоги нам всем, Господи, быть всегда в разуме и рассуждении.

Простите меня грешного.

Ваш брат раб Божий Михаил.

10.03.2015.



[1] Симоненко В.Д., Основы технологической культуры, учебник. М. «Вентана-Граф», 2000 – 176 с. – С. 11

[2] Там же. С. 107.

[4] Иеромонах Иов (Гумеров)

[5] Лепехин Н.Н., канд. псих. н., доцент, СПбГУ; Учебный центр подготовки руководителей, г. Санкт-Петербург

[6] Максим Степаненко, руководитель Миссионерского отдела Томской епархии Русской Православной Церкви, 10.07.2010.


Интернет-магазин икон "Главикона.ру"

Помогите Машеньке