Category:
психология
«ВСЕ ДРУГ ЗА ДРУГА В ОТВЕТЕ» Часто приходится слышать две фразы: «Я никому ничего не должен!», и: «Вы мне за это ответите!» Если сопоставить оба смысла, можно видеть интересную антиномию - мы ни за что не хотим отвечать, но требуем ответственности от других.
Таков взгляд индивидуальности, но не личности. По мысли В.Н. Лосского, индивидуальность направлена сама в себя, атомизируя человеческое бытие, сводя человека к его природе, со всеми ее хотениями. Личность же имеет направление не в себя, но из себя. Она живет и развивается в общении с Богом и людьми, раскрывается в подвиге служения. В служении Богу и человеку и рождается настоящая ответственность, потому что речь уже не о том, делать ли что-то для других, и как делать - но о спасении твоей собственной души. Христианство превращает абстрактную идею ответственности в саму жизнь, наполняет красивую форму подлинным содержанием. Сам Христос освятил понятие ответственности личным примером. Богочеловек взял на Себя ответственность за грехи мира, пострадал за нас, отдал вместо нас наши долги. И ученикам Своим Он завещает ответственность за жизнь планеты. «Вы - соль земли. Вы - свет мира» (см.Мф.5:13,14) - говорит нам Господь. В древнехристианском памятнике «Послание к Диогнету» написано: «Что в теле душа, то в мире христиане... Душа заключена в теле, но сама содержит тело; так и христиане, заключенные в мир, как бы в темнице, сами сохраняют мир». По-другому можно сказать так: внутренний стержень жизни общества есть его духовность, а вопрос духовности есть вопрос церковный. В каком состоянии Церковь, в таком и общество. Церковь же двуприродна, она есть богочеловеческий организм. И человеческая сторона Церкви прямо зависит от нас, ведь Церковь - это все мы. Например, я в воскресенье проспал Литургию. Молитва Церкви что-то потеряла, потому что в ней недоставало моего голоса. Мое отсутствие на Литургии как-то отразилось на жизни Церкви, а значит, и на духовном состоянии общества. И если мы слышим о войнах, массовых беспорядках, государственных переворотах, то стоит спросить себя: когда я был последний раз на Литургии? А если и был, как молился я тогда? Ведь можно присутствовать на богослужении, и не молиться. Православные христиане обращаются к Богу на «Ты», и могут выпросить у Него все, будь оно только полезным. И если мы живем в больном обществе, значит, что-то не то с «солью земли» и «светом мира». Болезни общества напрямую связаны с болезнями Церкви, а Церковь — это все мы. Оказывается, недуги социума тоже попадают в сферу нашей ответственности. Мы связаны тысячами невидимых нитей с миллионами людей, и каждое наше слово и дело влияет на других. «Все друг за друга в ответе» - писал Достоевский. «Есть круговая соборная ответственность всех людей за всех, каждого за весь мир» - говорил Бердяев.
Христианская ответственность головокружительно высока, ибо отвечать мы в конце концов будем не перед грешным миром, а перед Христом. Каждый наш взгляд, каждое слово и мысль будут проверены и взвешены перед лицом Истины. Как, неужели и за мысли мы будем держать ответ? Конечно, ведь мысль есть начало дела, и каждая наша мысль влияет на жизнь планеты. Путь от зарождения преступной мысли до совершения фактического преступления гениально показал Достоевский в бессмертном романе «Преступление и наказание». Одна-единственная идея, признанная истинной, стала причиной убийства человека. Скажите, смерть одного не решает судьбы мира? Еще как решает! Меньше чем через полвека после написания этого пророческого романа разразилась одна из самых ужасных войн в истории, и началась она из-за убийства одного человека, эрцгерцога Франца Фердинанда. Результат преступления: гибель более двадцати миллионов людей, пятьдесят миллионов калек, прекращение существования четырех империй. Что такое человеконенавистнические идеологии? Прежде всего, это больная мысль, а потом уже потоки крови и концлагеря. В тесном кабинете сидит какой-то очкарик и фиксирует свои мысли. Потом они оформляются в книжку, становятся программой партии, входят в законодательство. А затем уже людские массы начинают уничтожать друг друга. Идея, внушенная миллионам, меняет ход истории. Поэтому христианство говорит человеку: проверяй, оценивай свои помыслы, веди мысленную брань. Твое мысленное падение или восстание прямо влияет на жизнь целых государств, понимаешь ты это или нет. Не знаем мы, по слову поэта, как наше слово отзовется - но то же можно сказать и о наших мыслях. Как и когда они воплотятся? Мы в ответе перед всеми за каждое движение ума. Безответственность твоего мышления может погубить многих, и тебя затащит на дно ада. Мы будем отвечать за каждое свое дело, слово, помышление, за все написанное, проговоренное нами, и даже за сами свои убеждения. Не чувствующий этой ответственности, по сути, отказывается от свободы. Ведь ответственность и есть обратная сторона свободы. О. Александр Мень так и определил однажды свободу: «ответственность человека перед Творцом». Свобода есть привилегия, а привилегии всегда добавляют ответственности. Бегущий от нее бежит от свободы, его свобода превращается в рабство своим желаниям и страстям. А несвободный - уже не совсем личность...
Человек создан по образу и подобию Царя Небесного. Образ царя в древности как бы представлял царя там, где был водружен его образ. Образ, в некотором смысле, являет присутствие первообраза. Все мы, созданные по образу и подобию Творца, как бы представляем Его интересы на земле. Христианин, возрождающий в себе затемненный грехом образ Божий, представляется своего рода послом Всевышнего в мире. Поэтому каждый наш грех ложится тенью на нашего Господа. Тем более это касается тяжко согрешающих христиан, которых предупреждает апостол Павел: «ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:24). Когда верующий понимает это – он уже одержал большую победу. Если же он возлагает ответственность за все свои проблемы только на себя – победа будет еще больше. Такой уже не винит во всем какие-то внешние силы, перестает говорить о своих правах, и больше думает о собственных обязанностях. Человек становится по-настоящему взрослым, и прикасается к тайне Креста. В таком смысле ответственность христианина становится важной характеристикой его духовной жизни. Но есть еще более масштабная ответственность, о которой пишет Бердяев: «Каждый из нас получает двухтысячелетнее христианство, и этим налагается на нас бремя мировой ответственности. На нас лежит ответственность мирового возраста христианства, а не личного нашего возраста». Понимающий это чувствует, что он живет не сам по себе, но все мы связаны путами взаимной ответственности, а в центре всей этой картины – христианин. * Есть великая ответственность ограниченного человека перед безграничным Богом. А можно и так сказать: есть великая ответственность маленького человека перед большим миром. Эта мысль сообщает полезный страх, и способна менять людей изнутри. Особенно тех, кому вверена истина, и кто православно верует в Спасителя, взявшего на Себя ответ за наши грехи. Ученики и последователи такого Бога должны в своем сердце начертать и почаще вспоминать слова великого классика: «Все друг за друга в ответе». Сергей Комаров
|
Category:
психология
В браке человек должен чувствовать, что он в безопасности и ценен в глазах другого. В браке важна свобода. АРХИМ. АНДРЕЙ (КОНАНОС) ЭТА СМЕШНАЯ ПРОБЛЕМА ТАИТ В СЕБЕ ВЕЛИКУЮ ИСТИНУ О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Духовный совет. Как-то умер муж одной женщины, и на похоронах она говорила о нем только самое лучшее! Женщина причитала, свои похвалы в плаче и стихах вознося до небес: «Мой любимый муж, мой орел, мой кипарис…» Ее одернула одна подружка и сказала: «Хватит, достаточно с нас, ты слишком далеко зашла! Когда он был жив, ты его с ума сводила. Почему ты не говорила ему все эти приятные речи, когда он здравствовал, не показывала, что он для тебя ценен? Почему ты тогда не говорила ему «мой любимый муж»? Может, вам покажется это несущественным и смешным. Но проблема на самом деле серьезная и таит в себе великие истины о человеческих отношениях. В браке человек должен чувствовать, что он в безопасности и ценен в глазах другого. В браке важна свобода. Ты женился не для того, чтобы тяготиться, чувствовать постоянное угнетение или потерять свободу. Конечно, женившись, ты не можешь быть свободной птицей как прежде. Ты меняешься. Тебя связывают узы брака. У тебя появляются обязательства. Но это не означает, что свобода твоя уходит в прошлое навсегда. Важно ощущать свободу речи, то есть говорить то, что хочешь. Выражать себя, высказывать свою точку зрения. В некоторых семьях эта свобода напрочь отсутствует. Бедные женщины не смеют говорить. Некоторые мужчины не могут вести диалог, только и слышишь от них: «Я сказал, я говорю…» Дети рассказывают мне в школе: «Если наш отец выразил свое мнение, эта тема больше не обсуждается. И когда мы спрашиваем: ‟Почему, папа?ˮ – ответ демократичен: ‟Потомуˮ». Зачастую женщина желает выражать свои мысли, но не осмеливается. Она боится своего мужа, его суровости. Есть также женщины, которые по-разному обращаются с мужчинами: на улице – с любезностью и лаской, а дома – строго и подавляя. Здорово, когда человек дышит свободно и пребывает в гармонии с собой. Умеет открываться другим, выражать себя. Ты можешь поделиться своей точкой зрения и понять, что другой с ней считается. Здорово делать то, что тебе нравится. Смотреть фильм, какой хочешь, переключать каналы. И все же один желает смотреть спорт, другой – сериал или документальный фильм. Мы должны научиться балансировать нашими потребностями. Ты же не один дома. Не стоит настраивать телеканалы для ночного просмотра, исходя только из собственных вкусов и желаний. Считайся также с мнением своего любимого человека, своей жены и своего ребенка. У каждого есть свое мнение. И его надо уважать. Некоторые в браке слишком сильно угнетены. И в результате они заболевают. Головные боли без причин, мигрени. Вот так проявляются первые признаки заболеваний и бессонница. Давление, давление, постоянное давление, кажется, лопнешь. Супруг давит на тебя и не позволяет выразить тебе то, что чувствуешь. Ты держишь все в себе, все проглатываешь. Не говоришь, не реагируешь, носишь все в себе. Это не может продолжаться вплоть до вашего ухода из этой жизни. Эта неразрешенность не может перейти в вечность. Молчать будешь после смерти. А живя вместе нужно пробовать проговаривать все с возлюбленным человеком. Пусть он выскажется. Послушай чуточку его. Уважай его. Из-за твоего постоянного притеснения он заболеет, и ты в результате будешь невыносимо жалеть об этом. Говорите друг с другом, пока живы, объясняйтесь в любви, хвалите за любую мелочь, уходите от давления. Расправьте крылья. Крылья любви. Перевод с новогреческого Сергея Рудько специально для «Православной Жизни». Из книги о. Андрея Конаноса «В браке есть свои сложности...»
|
Category:
психология
-
- Ответов на поставленный вопрос может быть несколько. Один из самых верных, самых точных — С БЛАГОДАРНОСТИ, потому что все другие ответы могут быть сведены к этому.
Не зря же главное христианское таинство названо словом «Евхаристия» — греч. «Благодарение»1. Душа человеческая — христианка по природе2, потому, где начинается христианин, там начинается и подлинный человек. Неблагодарные люди — всегда недовольны, исполнены претензий к миру, окружающим, Богу. Такие живут в ощущении, что все им должны, все чего-то не додали (обокрали), а потому любое внимание, оказанное ближними, любые дары воспринимают как должное, ими заслуженное и, разумеется, недостаточное. Смиренные сердцем, наоборот, чувствуют себя должниками перед Богом и людьми. Даже самое малое участие со стороны ближних — для них милость и чудо любви. Они всем признательны: птице, за то, что дарит радость своим пением; щенку — за умиление и преданность; дереву — за то, что питает или укрывает от солнца; книге — за научение разуму; родителям — за дар жизни; детям — за счастье отцовства или материнства… — всё это сливается в единую радость жизни и рождает в душе искреннюю песнь благодарения Творцу. Сделай человеку добро — и узнаешь кто он. В зависимости от того, кого сочтёт он причиной добра, кому припишет его: себе или ближнему... * * * Есть ещё один ракурс, заслуживающий внимания. Герой Экзюпери в романе «Цитадель» рассуждает таким образом: «Если тебе спасут жизнь, — не благодари. Не преувеличивай собственной благодарности. Если твой спасатель ждёт её от тебя, он — низок. Неужели он полагает, что оказал услугу тебе? Нет, Господу, если ты хоть чего-то стоишь. А если ты изнемогаешь от благодарности, значит, у тебя нет достоинства и нет скромности. В спасении твоей жизни значимо не твоё маленькое везенье, а дело, которому ты служишь и которое зависит и от тебя тоже. Ты и твой спасатель трудитесь над одним, так за что же тебе благодарить его? Его вознаградил собственный труд: он сумел спасти тебя. Это я и называю сотрудничеством в общем деле. У тебя нет достоинства, если ты идёшь на поводу низменных чувств твоего спасателя. Потакая его мелочному самолюбию, ты продаёшься ему в рабство. Будь он благороден, он не нуждался бы в твоей благодарности. …Все видели, как растёт дерево. Но когда оно выросло, видел ли кто-нибудь, чтобы оно наслаждалось своими плодами?». Сильные слова, перекликающиеся с мыслью свт. Иоанна Златоуста: «Если тот, кто имеет царя должником своим, почитает себя счастливым и безопасным на всю жизнь, то представь, сколь счастлив должен быть тот, кто своими добрыми делами, и малыми, и великими, сделал должником своим человеколюбивого Бога, всегда живущего!». Герой Экзюпери задаётся вопросом «За что благодарить спасающего?». Ответ на него прост: за сохранённую возможность служить общему делу, за подаренное счастье соучастия. Делающий во Христе, действительно, сам в себе уже имеет награду и не нуждается в благодарности. И всё же, благородный и благодарный человек старается указать на значимость ближнего, чтобы поднять его имя, его достоинство на высоту. А ещё, чтобы не уязвить, не соблазнить, чтобы не пробудить дремлющую в каждом смертном змею самости... * * * Но потакание самости — весьма опасное занятие, и следует всячески избегать случая «покормить» эту разъеденительницу всех со всеми. Помнится, митрополит Антоний Блум рекомендовал даже священникам глядеть на себя не как на Христа, а как на осла, на котором едет Христос — дабы не возноситься. И патриарх Павел, сербский праведник, спасался тем, что был скромен не по чину. Как-то одна сербка попала к нему на приём. Обсуждая своё дело, она случайно взглянула на ноги патриарха и пришла в ужас от его обуви — это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. «Позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, — подумала женщина, — неужто никто не может подарить ему новую обувку?». Патриарх тут же с радостью ответил: «Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил — и вот, они ещё долго смогут послужить». Патриарх Павел сам стирал для себя, сам готовил. А митрополит Лавр, уже будучи предстоятелем РПЦЗ, вносил своё имя в список дежурных по кухне для мытья посуды. И это не просто чудачества блаженных старцев. Скорее — это ревность по Богу, охранение в себе здравого умом человека — т.е. адекватного, знающего цену вещам. Это своего рода стратегическая «хитрость» подвижников, аскетическое упражнение, смысл которого — забота о Христовом в себе. «Если нужно погибнуть, лучше быть мёртвым человеком, чем живой нелюдью. Пусть нас не будет, но и в этом исчезновении останемся людьми Христа»3. Вот что их волновало более всего — забота о совершенстве и целомудрии внутреннего человека. * * * Помните исторический анекдот о Марии-Антуанетте, ставший символом крайней отрешённости власти от реальности и проблем простого народа: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!»?4 Кто не остерегается, легко может дойти до равнодушия и окамененного нечувствия, зацементироваться в должностном кресле или на должностном стуле. Можно оторваться от реальности настолько, что не Бог, а собственный «трон» окажется в центре вселенной, и все должны будут почитать его за центр, и ублажать сидящего в центре — т. е. идолопоклонствовать. «Живи не ради своих затей, а ради Бога и ради людей»5 — это лучший способ избежать дурного пристрастия к чему-либо ветхому, не стоящему внимания. Земное имеет смысл и значение не само по себе, но в причастности к небесному, вечному. * * * «Мои владения — это не стада, не поля, не дома, это нечто совсем иное, это то, что главенствует над ними и связует их воедино»6, — делится добытой мудростью Экзюпери. «Вот мои часовые обходят по кругу крепость, и я вовсе не думаю, что все они пылают усердием. Большинство зевает и мечтает об ужине. Если все боги спят в тебе, то не спит желание телесного довольства: все, кому скучно, думают о еде. И я вовсе не жду, что их души будут непрестанно бодрствовать. Сопричастность целостности, Божественному узлу, что связует все воедино, зову я душой, душа не ведает о преградах. Я жду, чтобы в одном из моих дозорных замерцала душа. Забилось сердце. Проснулась любовь, и на миг он ощутил... вдруг в себе пространство, дотянулся до звёзд, обнял горизонт и стал сродни раковине, шумящей шумом моря»6. Благодарность родится в сердце — как сакральное чувство приобщённости, встроенности, причастности к Целому, как переживание сопричастности Бытию. Благодарение, призываемое нами за каждым Богослужением, — не есть что-то обыденное и легко приобретаемое. Оно тоже дар, оно — цветок небесный, расцветающий в сердце, готовом принять Бога. «Ибо нет возможности одарить, если ты не готов принять подарок. Гость не придёт, если ты не построил дом, чтобы принять его»6. Когда кров готов, остаётся только ждать: деятельно, а не в бездействии, но ждать. Ни в коем случае не надо изображать благость, не надо рядиться не в свои одежды. «Плод правды – совершенство добродетели, из него вырастает древо жизни»7. И первым плодом этого Древа, растущего посреди сада души, является благо-дарность. Примечания: - «Евхаристия» — Благодарение (греч. εὐ-χᾰριστία — благодарение, благодарность, признательность от греч. εὖ — добро, благо и греч. χάρις — почитание, честь, уважение).
- Тертуллиан
- Патриарх Сербский Павел
- Русский перевод легендарной французской фразы: «Qu’ils mangent de la brioche», буквально «Пусть они едят бриоши». Фраза впервые упоминается Жан-Жаком Руссо в «Исповеди» (1766–1770). Однако не совсем в том виде, в котором её цитируют. Согласно Руссо, фразу произнесла молодая французская принцесса, которую народная молва, а также многие историки, отождествили впоследствии с Марией-Антуанеттой (1755–1793).
Мария-Антуанетта занималась благотворительностью и сочувственно относилась к неимущим, потому данное выражение не соответствует её характеру. Вместе с тем, она любила красивую, экстравагантную жизнь, которая привела к истощению королевской казны, за что королева получила прозвище «мадам Дефицит». - Монах Симеон Афонский
- Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель
- Святитель Иоанн Златоуст
* «Я даже думаю, что самое лучшее определение человека — это существо на двух ногах и неблагодарное». Ф.М.Достоевский. Записки из подполья
|
Category:
психология
У детей обычно много всего происходит. Зачастую их просто распирает сказать что-то и они бегут прямо ко мне, чтобы рассказать, что у них на уме независимо от того, разговариваю ли я уже с кем-то. Так они привыкли. Это было до того, как я увидела этот действительно гениальный метод у моей подруги. Я болтала с ней однажды, когда ее (тогда 3-летний) сын хотел что-то сказать. Вместо того, чтобы прервать наш разговор, он просто положил свою руку на ее запястье и стал ждать. Моя подруга положила свою руку поверх его, чтобы дать ему знак, и мы продолжили общаться. После того, как она закончила свой разговор, она повернулась к нему. Я была в восторге! Так просто. Так нежно. Так уважительно как для ребенка, так и для взрослого. Ее сыну нужно было подождать несколько секунд, пока мама закончит свое предложение, после чего она обратила все свое внимание на него. Мы с мужем сразу взяли эту технику на вооружение. Мы объяснили детям, что если они хотят поговорить, а кто-то уже разговаривает, они должны положить свои руки на наши запястья и подождать. Потребовалось немного практики и несколько легких нажатий на наши собственные запястья, как нежные напоминания, но я рада, что дети перестали нас перебивать! Больше никаких «Подожди» или «Не перебивай взрослых». Только простой жест - слегка коснуться запястья. Вот и все. Это работает!
|
Category:
психология
А знаете почему детей на Руси ставили в угол? ЧТОБЫ БОГУ МОЛИЛИСЬ НА ИКОНЫ ГЛЯДЯ! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
|
Category:
психология
РАЗВИВАЕМ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ Беседа за чаем
Сделайте одной из ваших семейных традиций ежедневные беседы за чаем. Каждый вечер вы завариваете душистый чай и садитесь рядышком на уютный диван или большое кресло и обсуждаете прошедший день. Что каждый из вас делал утром? Что вы видели на прогулке в парке? С кем играли? Пока ребенок маленький, он будет слушать ваш рассказ, поощряйте его желание участвовать в разговоре. Через какое-то время вы будете делиться каждый своими воспоминаниями о прошедшем дне. Ни в коем случае не ругайте ребенка за его поступки, о которых он вам рассказывает, а терпеливо объясняйте, что он сделал неправильно. При таком подходе ваш малыш расскажет всё, что случилось с ним за день, не боясь наказания за не очень хорошие поступки.
Ночной дозор
Ночной мир кажется ребенку необычным и волшебным. Спланируйте ночной поход вместе с ребенком. Возьмите фонарики и отправляйтесь на мало освещенную улицу, когда стемнеет. Обязательно держитесь за руки. В то время как взрослый освещает дорогу, ребенок пусть смотрит, что происходит вокруг, при помощи своего фонарика. Время от времени останавливайтесь, выключайте фонарики и смотрите на луну и звезды. Расскажите ребенку все, что вы знаете о звездах, найдите Большую медведицу. Оживленно беседуйте друг с другом и не заходите далеко от дома.
Угадай настроение
Сядьте с ребенком друг напротив друга, и скажите, что сейчас вы будете показывать настроение, а он должен его угадать. Сначала показываете, а малыш отгадывает. Потом поменяйтесь ролями. Перед тем как поменять выражение лица, закройте лицо ладонями или листком бумаги. Можно изобразить на лице различные настроения и чувства: радость, злость, удивление, скуку, счастье, усталость, робость, смущение и т. д. Позже вы можете пригласить других членов семьи и устроить соревнование по отгадыванию.
Уверенность у детей Все наоборот
Сегодня возьмем да и перевернем весь день вверх дном! Заранее вечером обсудите с ребенком эту идею и разработайте план. Все что происходит обычно в начале дня, сегодня будет происходить вечером, и наоборот. Начните день со сказки на ночь и ванны. Ужин будет утром, завтрак в обед, а обед вечером. Пофантазируйте вместе с ребенком, что еще можно сделать наоборот?
Мешочек для гнева
У вашего малыша бывает плохое настроение, когда его все раздражает и злит. Надо научить его справляться с этими чувствами. Для этого в вашем доме должен появиться специальный «волшебный мешочек». Расскажите ребенку, что туда он будет складывать свое плохое настроение и злость. Для этого объясните, что в этот мешочек нужно громко покричать или побурчать. Раз в неделю опустошайте мешочек в мусоропровод. Постепенно ваш ребенок научится таким образом справляться со своими негативными эмоциями.
Как много я умею
В эту игру лучше играть, когда к вашему малышу пришел в гости другой ребенок. Попросите детей закрыть глаза и вспомнить все, что они умеют делать сами. Теперь можно открыть глаза и начать игру. По очереди дети называют, а по возможности и показывают свои умения (быстро бегать, громко кричать, хлопать в ладоши, читать стихи и т.д.). Каждое умение можно называть только один раз. Если кто-то из детей не может вспомнить свое умение, постарайтесь помочь ему. В конце игры обсудите, как много умеют делать дети.
Хорошие дела
Возьмите красивую коробку (ее можно обклеить красивой бумагой или раскрасить). Объясните ребенку, что это его личная копилка хороших поступков. Сложить туда хорошие поступки можно, если ребенок откроет крышку и расскажет о них. Хорошо, если это станет ритуалом, например, он каждый вечер открывает крышку и рассказывает, что он сегодня сам оделся, помог бабушке подмести пол, или поделился конфетами с сестрой. Когда коробка наполнится, а это определите вы, малыш найдет в коробке сюрприз.
Ковер примирения
Если ваши дети часто ссорятся, дерутся, предложите им разрешать все их конфликты на «ковре примирения». Для этого возьмите небольшой коврик, который будете использовать только для разрешения споров. Посадите детей на него, а сами устройтесь рядом. Расскажите им, что на этом ковре нельзя драться и ссориться, ведь это «ковер примирения», а можно договориться. Ваша задача помочь найти им решение их проблемы и научить решать конфликты миром.
|
|
|