Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

Толкования

Священного Писания
Ветхого и Нового Заветов.
А. П. Лопухина.

 

 

15. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

Кроме этой общей цели, настоящее явление имело и частную цель: восстановление в апостольских правах Апостола Петра, который отрекся от Христа.

По окончании обеда, Господь спрашивает Петра: любит ли он Его больше чем другие? Конечно, Христос спрашивает об этом с той целью, чтобы напомнить Петру его прежнее заявление о своей любви в Христу (Ин. 13:37). А троекратное повторение того же вопроса должно было напомнить Петру его троекратное отречение от Христа. Очень вероятно, что и костер, около которого он теперь стоял, должен был привести ему на память тот костер, около которого он грелся ночью на дворе первосвященника. Ответ Петра показывает, насколько он смирился: он уже не говорит о своей беззаветной преданности Христу, а только дает утвердительный ответ на вопрос Христа.

Мало того, он смиренно заявляет, что его любовь ко Христу не такая, какую Христос желал бы видеть с его стороны. Христос спрашивает его, любит ли он Его любовью, которая основана на убеждении в высоких достоинствах любимого лица, которая есть дело воли человека (такой смысл имеет употребляемый здесь Христом глагол ??????). Петр же в своем ответе говорит только о дружеском сердечном расположении своем ко Христу (в таком смысле употребляется им глагол ?????? ср. Ин. 11:3,11). Однако Господь принимает это исповедание Петра и поручает ему пасти Своих агнцев. Этим Петру не удается каких-либо особых полномочий, которые выделяли бы его из числа прочих апостолов. Нет, он здесь только восстанавливается в своем достоинстве, которое он утратил вместе с своим отречением. Господь и ему, как прочим апостолам, поручает заботы о верующих. Заметить нужно, что верующих Господь называет здесь агнцами или ягнятами, для того чтобы показать, как они нуждаются в уходе за собою со стороны апостолов, а самый уход этот обозначает как кормление, питание (????? ????? ???).

16. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Господь, очевидно, несколько времени спустя, снова обращается к Петру с тем же вопросом, опуская только выражение “больше нежели они.” Он как бы хочет спросить Петра: имеет ли он по крайней мере ту любовь, какую должны иметь ко Христу все ученики Его? (здесь опять употреблен глагол ??????). Но Петр не придал значения истинному смыслу вопроса Христа и дает ответ совершенно в тех же выражениях, как и в первом случае. Господь опять ничего не говорит Петру по поводу некоторой недостаточности его ответа, и теперь поручает ему пасти или точнее управлять Своими овцами, т.е. всем стадом Христовым (ср. 10:3-27), без различия возраста и силы животных, составляющих стадо (???????? ?? ??????? ???).

17. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребил для обозначения понятия любви тот же глагол, какой только что употреблял Петр (??????). Этим Господь поставил под сомнение и то дружеское расположение, какое имел, по его собственному признанию, Петр. Это очень огорчило Петра, и огорчение его выразилось в том, что он придал другую форму своему ответу. Он опускает частицу утверждения “так” и не говорит уже о своей любви, как о деле совершенно ясном, о котором Христос должен знать, а высказывает только уверенность в том, что Христос, как Бог всеведущий, проникает в его сердце и находит там не одни слабости, а в то же время и искреннюю любовь к Нему. Господь после этого скорбного и смиренного исповедания Петра в третий раз поручает ему заботиться о прокормлении Своих овец или точнее овечек (????? ????????), под которыми Он разумеет наиболее слабых верующих. Петр сам почувствовал, насколько тяжело положение слабых характером — не верой, потому что в отречении своем Петр проявил не слабость веры, а именно недостаточную твердость характера — и поэтому ему именно Господь поручает укреплять и утешать тех людей, на которых он сам прежде походил.

 

Толкование
Евангелия от Иоанна,

составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII-ого века, ученым монахом Евфимием Зигабеном

 

Трижды спрашивая об одном и том же и трижды одно и то же повелевая, Иисус Христос хочет показать, что Он весьма высоко ставит предстоятельство среди учеников и считает его важнее всякого другого служения. Но Петр, смутившись троекратным вопросом и предположив, что ему только кажется, что он любит Иисуса Христа, а на самом деле не любит, подобно тому как и прежде ему казалось, что он никогда не отречется от Иисуса Христа, а, однако, отрекся, — Петр, смущенный этим, опечалился и испугался. Прежнее испытание сделало теперь его более умеренным и благоразумным. Теперь он выставляет свидетелем Самого Иисуса Христа, как знающего все прежде, чем оно исполнится, — и говорит: Ты вся веси и настоящее, и будущее, как Бог, — Ты знаешь, что я люблю Тебя теперь всей душой. Больше ничего Петр не говорит теперь, так как не может знать будущего и так как немного прежде, высказав противоречие, он уже изобличен был в том, что напрасно он так сильно уверен в себе. Агнцами и овцами названы ученики по своему незлобию и готовности быть принесенными в жертву, — сначала — агнцами, как менее совершенные, а затем — овцами, как более совершенные. Итак, Иисус Христос возвращает Петру право пасти верующих, так как он прежде горькими слезами смыл пятно отречения, а теперь вместо троекратного отречения произнес троекратное исповедание и, таким образом, прежде делом, а теперь словом исправил падение, бывшее на словах. Затем Иисус Христос приточно предсказывает Петру и род смерти его, именно что и он умрет на кресте, показывая этим, что все то, что Он сказал Петру, сказал не потому, что не знал того, о чем спрашивал, и не потому, что не верил ему...

 

 

 

ТОЛКОВАНИЕ

БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА,

АРХИЕПИСКОПА БОЛГАРСКОГО

 

 

Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. Так как обед имел у Него цель, то Он вручает Петру попечение об овцах всей вселенной, вручает попечение не иному кому, а ему, во-первых, потому, что он был избранным из всех и был устами всего лика апостолов; потом для того, дабы показать, что он должен иметь дерзновение, так как отречение его заглажено. Об отречении не воспоминает, ни порицает за оное, а говорит: если любишь Меня, позаботься о братьях и докажи теперь ту горячую любовь ко Мне, о которой ты говорил, что готов и умереть за Меня. Трижды спрашивает его, частию для того, чтобы показать, что Он столько заботится о верующих и столько любит Своих овец, что попечение об овцах Его служит признаком любви к Нему Самому; частию троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение и словами исправляет падение, бывшее на словах. Отселе произошел обычай — от желающих креститься требовать троекратного исповедания. После первого и второго вопроса Петр призывает в свидетели Его Самого, знающего сердца; он уже не надеется сам на себя, не отвечает с поспешностью, но всякий раз прибавляет: “Ты знаешь”. Когда же Петр был спрошен и в третий раз, то он смутился, не ошибочно ли он думает о себе, что любит, тогда как, быть может, на деле не любит, потому что и прежде он много думал о себе и крепости своей, однакож последствия опровергли его. И теперь он убоялся того же. Потому и отвечает с благоговением: “Господи! Ты все знаешь”, и настоящее, и будущее; Ты знаешь, что ныне я люблю Тебя, как мне кажется; но пребудет ли моя любовь на последующее время, это Ты знаешь, а я не стою сам за себя. Господь, сказав Петру о любви к Себе, предсказывает ему и о мучении, которое он претерпит. Говорит это с тем, чтобы показать, что если Он спрашивает его о любви, то спрашивает не по недоверию к нему, но по уверенности, что он любит, ибо как не любит тот, который будет и замучен за Него? Спрашивал для того, чтобы более обнаружить любовь самого Петра и всех прочих научить, что если мы желаем любить Его, то должны доказать любовь к Нему попечением о братиях. Как же предвещает ему мученичество? Слушай. “Когда ты был молод, то препоясывался сам”, и проч. Так как, говорит, ты любишь Меня и не раз обещался в опасностях за Меня положить душу свою, то будь спокоен; Я исполню твое желание, так что, чего ты не потерпел в молодости, то потерпишь в старости. Напоминает ему о прежней жизни, дабы показать, что духовное с плотским находятся в обратном отношении. В житейских делах полезен молодой, а состарившийся бесполезен; в духовных делах, напротив, подвиг блистательнее тогда, когда наступит старость. Говорит это с целию возбудить его любовь и воспламенить к мученичеству. Намекает ему и на то, что и он будет распят. Ибо слова: “прострешь руки твои, и другой препояшет”, указывают не на иное что, как на простертие на кресте и на узы. Словами: “когда ты был молод” и опять: “а когда состаришься” показывает, что Петр тогда был ни молод, ни стар, а совершенный муж. Для чего Господь сказал ему, что “другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь”? Хотя Петр желал мученичества, и желал его пламенно, но слова Господа указывают на сочувствие нашего естества к жизни и на то, что душа неохотно разлучается с телом. Ибо Бог так устроил, и устроил на пользу, чтобы мы не убивали сами себя. Посему-то никто, хотя бы и свят был, не отлагает тела бесстрастно. Евангелист, по обычаю своему, в объяснение слов присовокупляет: “сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога”. Иисус, говорит, сказал Петру: “прострешь руки твои”, и проч., давая разуметь, что он потерпит за Него мучение. Смерть Петрову называет славою Божиею, потому что страдание за Него до смерти поистине есть слава Божия. Ибо, если душа не убеждена вполне, что Он есть истинный Бог, то человек и не умрет за Него. А посему смерть святых есть подтверждение славы Божией. Иной, может быть, будет находить различие между названиями: “агнцы” и “овцы”, между словами: “питай” — (по-славянски, а по-гречески boske) и “паси” (poimaine). Под “агнцами”, может быть, разумеются начинающие, а под “овцами” — более совершенные. Итак, кто любит Христа, тот должен иметь попечение об агнцах и об овцах, должен “питать” агнцев, то есть, иметь над ними надзор более простой, и “пасти” овец, что указывает на высшее руководство. Иногда, впрочем, и совершеннейшие нуждаются в нежном попечении, и приставники овец должны кормить их. “Пасти” выражает надзор более строгий, а “питать” — более нежный. Что же мы воздадим Господу, который так возлюбил нас, что признаком любви к Себе поставил попечение об Его овцах?


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму