FAQ  -  Terms of Service  -  Contact Us

Search:
Advanced Search
 
       

Радикальная ортодоксия

 С 90-х гг. прошлого века существует такое новое богословское течение с претенциозным названием «радикальная ортодоксия», ставшее ныне модным в либеральных кругах. Возникло в британской протестантской среде, привлекло к себе ряд современных католических и православных теологов. Отцы-основатели – Дж. Милбанк, К. Пиксток, Г. Ворд, Ф. Лонг. Возникло под значительным влиянием К. Барта, X. У. фон Бальтазара, М. Блонделя, Р. Уильямса, М. Мосса, Ж. Дерриды. Главным своим святоотеческим авторитетом «радикальные ортодоксы» считают блаж. Августина. Цель, которую ставят перед собой, – преодоление секулярной глобализации, радикальная христианизация всех сфер человеческой деятельности, построение некого христианского социализма. Путь, ведущий к этой цели, – радикальная критика современного секулярного общества идущая рука об руку с радикальным переосмыслением христианской традиции, преодолением конфессиональных границ, возвратом к первохристианству.

В общем, движение имеет все признаки утопии, причем не философской, что привычно, но богословской. В этом богословском характере утопичности социального проекта «радикальной ортодоксии» собственно и состоит вся ее оригинальность.

Вызывает вопросы само название «радикальная ортодоксия», его внутренняя непротиворечивость и адекватность обозначаемому феномену.

Ортодоксия значит православие. Православие есть пребывание в Божественной Истине. Всецело пребывает в Истине-Христе Православная Церковь, Которая есть Тело Христово, Полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1:23).

Полнота или есть или ее нет. Как полнота Истины-Христа Православие не может быть ни минимальным, ни умеренным, ни радикальным. Православие – это Православие. Оно уже существует две тысячи лет и будет существовать до конца времен и после – на веки вечные.

Православное богословие по крайней мере с 4-го в. кристаллизовано в православном Предании – Священном Писании, догматических и канонических постановлениях Церкви, богослужебных текстах, творениях святых отцов…

Блаж. Августин, хотя и почитается православными как святой отец, но более за святость жизни, чем учения. Его доктрина в целом является не православной, в силу содержащихся в ней заблуждений – о тварности благодати, о предопределении ко спасению, о Филиокве и проч.

Учение Августина было положено в основу западного сознания – сначала католического, затем протестантского, что в итоге собственно и привело к секуляризации, против которой так радикально выступают «радикальные ортодоксы».

Не абсурдно ли бороться с секуляризацией, опираясь на того, кто стоял у ее истоков – стал вдохновителем отхода западного христианства от исконного православного учения?

Если мы хотим узнать истинную ортодоксию следует не к Августину обращаться, но к другим святым отцам – святым и по жизни и по учению – свят. Афанасию Александрийскому, свят. Василию Великому, свят. Григорию Богослову, свят. Дионисию Ареопагиту, преп. Максиму Исповеднику, преп. Иоанну Дамаскину, свят. Григорию Паламе, свят. Игнатию Брянчанинову, преп. Иустину Поповичу и др.

В общем, не правильно «радикальные ортодоксы» так себя назвали. Никакие они не радикальные и не ортодоксы. Неужели нельзя было другое, адекватное название придумать, чтобы народ в заблуждение не вводить?

Неправильно и то, что некоторые православные богословы к ним себя относят, не ценя того богословского сокровища, которым по милости Божией обладают в нашей Православной Церкви. Если православный богослов себя относит к «радикальной ортодоксии» возникает закономерный вопрос: Он еще православный или уже нет?

Тарас Борозенец 

Портал «Православная жизнь» http://pravlife.org/ru/content/radikalnaya-ortodoksiya

227    
(2)  [ ]
radoje - 22:01 5/05/2018  | 
Радикальная ортодоксия не существует. Или ты православен или секта (римокатолик - протестант, еврей) или не веришь в Бога (ислам, будизм) или признаешь дявола (екуменизм).
pavel71 - 19:30 5/05/2018  | 
кто себя кем не называет ))))) секта очередная , вариаций этих ---мильёны придумать можно . чэсные --расчэсные самых последних дней богодухновенные гадом буду векволиневидать церковь имени взаправдашенго и истинновсамделишенго Бога . скучно у них там , пухнут от своей свободы , вот и безумсвтвуют дяденьки
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму