Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
  Мои статьи   Настройки статей   Обзор Статей  
Категория: Все Статьи

6. Продолжение "Доминанты..."

 ? Феодалу, первому в социальной иерархии своей области принадлежало всё, даже все женщины, «право первой ночи». В то же время величайший рыцарственный образ защитника, покровителя униженных и угнетённых, образ ставший нарицательным, образ Дона Кихота, создан испанским духом. Для Испании характерно и создание великой империи – Карла Пятого. (По типу своей личности Карл, особенно в раненем возрасте, был скорее фламандцем, однако ему удалось принять на себя обязанности, характерные именно для испанского монарха. Он проникся набожностью и мистицизмом, духом крестовых походов против ислама и еретиков.  Главным оплотом империи Карла являлись испанские владения, благодаря которым он мог осуществлять все свои замыслы.)

 Образ рыцаря, понятие чести, воинственность – вот темы озвученные Испанией в симфонии мировой культуры.

Таким образом, Испанию можно идентифицировать как страну с культурой первой доминанты.

К созданию мировой империи, стремились многие, возразят мне, но эти многие внесли в мировую культуру что-то своё, более значительное, чего кроме них не принёс никто. Во всяком случае, приоритет за ними в другом, не в аристократичности, воинственности. Известно историческое соперничество Испании и Англии за владычество на морях и океанах. Были и другие, стремившиеся к мировому господству. Но Англия дала миру нечто такое, что является по преимуществу её вкладом в мировую культуру. Это понятие о ценности и достоинстве всякой человеческой личности. Здесь не аристократическая честь испанского гидальго, унаследованная от предков, от отцов (первая доминанта), но честь всякой личности как таковой. Проще говоря, понятие джентельментства – вот что внесла в мировую культуру Англия. Здесь и к нищему обратятся «сэр». В 1215 году кролём Джоном была пописана «Великая хартия вольностей». Отсюда пошло в европейской культуре понятие о достоинстве и правах человеческой личности. Хотя ещё долгое время простонародье в Англии и не могло вполне пользоваться этими правами, но приоритет Англии в области утверждения ценности и независимости человеческой личности несомненен. Это, пожалуй, главный вклад культуры этой страны в общечеловеческую культуру. Иными словами культура Англии представляется окачественной по четвёртой доминанте.

Пятая доминанта явственнее всего проявляется в американской культуре, в мире бизнеса. И ценность человека определяется в обществе по его успешности в его деле, в его бизнесе. Их приветствие: «How do you do?” – «Как дела?». Комплимент: «Вы выглядите на миллион долларов!» Смешно? Но ведь доллары – показатель успешности в обществе, где главное – бизнес. Сейчас Америку часто резко критикуют. Но сейчас не лучшее время с точки зрения её духовного состояния. Нельзя же, однако, отказать Америке в том, что в прошлом она немало и помогала другим странам подняться в экономическом, хозяйственном отношении. Достаточно вспомнить Германию и Японию, потерпевших поражение во Второй мировой войне. Да и нам как союзница она больше помогала поставками по ленд-лизу, чем военными действиями.

Именно хозяйственное, экономическое делание, построение индустриальной цивилизации - вот вклад Америки в мировую культуру.

Вторая доминанта в европейской культуре представлена Францией. В области философии ярчайшее проявление – рационалистическая философия Декарта, просветительство. Только во Франции были попытки создать религию и храм во имя Разума. Франция в области культуры долгое время была образцом и законодателем для всей Европы. Недаром Париж называли Афинами нашего времени. В области искусства во Франции доминирующей является живопись. В то же время в области музыки Франция – это не Италия и не Австрия - Германия.

Если изобразительное искусство характерно для логосной доминанты, то музыкальное искусство характерно для культуры третьей доминанты. Действительно, зрительное восприятие берёт своё начало в Логосе, в Образе. Дух Святой глаголет через пророков. Два важнейших способа восприятия мира – зрение и слух связаны с Логосом и Духом Святым. Музыка – это движение, это жизнь. В то же время живопись – искусство статическое. Там, где жизнь и движение, там, так или иначе, действие Духа Животворящего.

Для немецкого духа характерно волевое начало, которое также отражает в душе человека свойства Духа Святого. Конечно, естественные свойства в падшем мире могут быть направлены не только на добро, но и на зло. Фашизм – безусловно, был злым искушением для Германии. Но очень характерным, поскольку в фашизме огромную роль играло волевое начало, что затрагивало самые глубинные интуиции немецкого духа. Гениальная Лени Рифеншталь замечательно почувствовала и выразила это начало в своём фильме: «Триумф воли». Именно волевое начало привлекло её в фашизме, а не его античеловечная идеология. Поэтому она, всей своей героической жизнью явившая «триумф воли», по моему мнению, справедливо была оправдана по обвинению в пособничестве фашистскому режиму. Хотя, конечно, фашизм использовал её творчество в своих целях, но ведь в тех же целях были использованы и Вагнер и Ницше, также выразившие начала, свойственные германскому духу.

И, наконец, Италия. Что мы назовём наиболее характерным вкладом Италии в мировую культуру? А разве могут быть здесь различные мнения? Разумеется искусство, искусство во всех его проявлениях. Искусство, вырывающееся из музеев и концертных залов, театров и дворцов и выплёскивающееся на улицу в карнавальных шествиях и танцах, в песнях гондольеров. Конечно, основная окачественность Италии – восприятие и творческое создание живых образов – окачественность шестой доминанты.

 

 

5

 

Гораздо отчётливее, чем в мятущемся, страстном и грешном мире, шестидоминантная структура является в строении Вселенской Христовой Церкви. Как известно, на Втором Вселенском соборе было установлено пять Патриархатов Вселенской Церкви: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский  и Иерусалимский. Затем, с крещением Руси и появлением Православной Российской Церкви к ним прибавился Московский Патриархат. По своему значению в истории Церкви Московский Патриархат занимает место, разумеется, никак не ниже других Вселенских Патриархатов. Москва после Рима и Константинополя воистину стала Третьим Римом и долгое время была оплотом Вселенского Православия. Таким образом, в структуре Вселенской Церкви имеются шесть Патриархатов, каждый из которых наделён своей особой окачественностью и соответственно с этим занимает своё место в исторической жизни Церкви.

Среди шести Вселенских Патриархатов особо выделяются три, находившиеся в столицах Империй: Рим, Константинополь и Москва – Первый, Второй и Третий Рим. На втором Вселенском соборе первенство среди Вселенских Патриархатов признавалось за Римом, Константинополь же был  по чести вторым после Рима «как город царя и синклита», то есть именно как столица христианской империи. Место Москвы не было определено Вселенскими соборами, так как в период после крещения Руси Вселенские соборы не собирались. Но, следуя логике Второго собора, место Москвы определяется тоже её столичным положением и потому следует за Константинополем. Впрочем, не это важно сейчас в нашем рассмотрении. Нас интересует доминантная окачественность каждого из Патриархатов.

Рим, первый среди равных, проявлял более всего начало отеческое. Папа осознавался Римом как Первоиерарх всех христан. Искажения отеческой интуиции в истории привели  к тому, что экклезиологическое сознание Рима перестало руководствоваться принципом структуры Церкви, закреплённым 34 Апостольским правилом. Напомним, что это правило говорит о том, что Первый епископ ничего да не делает без рассуждения всех. В основе такой структуры: первый среди равных лежит отображение Святой Троицы. Апостольское правило прямо говорит о том, что эта структура: Первый в Соборе равночестных лиц прославляет Святую Троицу. Нарушая принцип соборности и равночестности Патриархатов, Рим стал считать себя главой всей Вселенской Церкви и требовать безусловного подчинения всей Церкви Римскому Папе  как главе. В историческом разделении Восточной и Западной Церкви мы видим, каким образом нарушение принципа соборности, возвышение своей доминантной окачественности над всеми остальными и противопоставление себя другим приводит к искажением в религиозной жизни.

Но сам принцип первого среди равных сохранился в Православии, где каждый Патриарх, Митрополит, вообще глава церковной структуры является именно таковым в епископском соборе. И высшей церковной властью обладает именно собор, а не возглавляющий его иерарх.

Однако отеческое начало, как бы оно не реализовывалось в истории, было и остаётся доминантной окачественностью Римской Церкви. Таким образом, есть серьёзные основания полагать, что Римская церковь имеет окачественность первой доминанты.

Церковь Константинопольская, несомненно, особым образом связана с Логосом. Об этом свидетельствует как богословие, так и святоотеческая письменность Византийской Церкви.

Московский Патриархат, Церковь Российская, по всей видимости, может быть определена как имеющая окачественность третьей доминанты. Главным в её исторической жизни оказывается не проблема власти или книжного богословия, но сама ткань жизни. И особо выделяется в ней аппокалиптическая устремлённость русской религиозности, дух пророческий.

Если логосному началу свойственны определённые, чёткие, можно сказать жёсткие формы и формулы в частности догматических определений, то большая гибкость, способность вливаться в различные формы, наполняя их своим духом, своей жизнью, свойственна третьей доминанте. Вспомним апостола Павла, который для эллинов был как эллин, для иудеев, как иудей, чтобы и тех и других привлечь ко Христу. Всемирная отзывчивость русской души, о которой как о едва ли не главном национальном свойстве говорил Ф. М. Достоевский, также есть проявление особой окачественности России, культура которой определялась характером её православия. Подробнее об этом я писал в статье «Лик России».

Александрийский Патриархат – родина монашества, личного устремления к Богу. Именно проблема личного спасения, умного художества, очищения и преображения личности является стержнем монашеской жизни. Во всяком случае, той формы монашества, которое возникло и развивалось в Александрийской Церкви, начиная с Антония Великого и Макария Великого. Начало же общежительного монашества было положено не здесь, но в Палестине Феодосием Великим. Александрийская церковь прославлена ещё одним святым, названным Вселенской Церковью Великим. Речь идёт, конечно, об Афанасии Великом, защитнике единосущия Отца и Сына во Святой Троице. Вспомним, что четвёртая доминанта в иконичной окачественности мира означает по преимуществу одновременное отображения свойств Отца и Сына. И потому защита единосущия Отца и Сына ярчайшим образом подтверждает окачественнось Александрийской Церкви по четвёртой доминанте.

Вспомним, что основной интуицией пятой доминанты является подлинная жизнь, онтологически укоренённая, то есть то, что мы называем добром. Определить окачественность Антиохийской церкви позволяет то, что одним из наиболее ярких проявлений её духовности была жизнь и проповедь величайшего святого и проповедника Иоанна Златоуста. Одни из главных мотивов его проповеди было добронравие и доброделание, попечение о неимущих и страждущих, даже призыв к социальной справедливости. Именно этот характер его проповеди составляет её характерную особенность в православии. И именно за эту проповедь святой Иоанн Златоуст принял свои исповеднические страдания.

Иерусалимский Патриархат. В чём его особенность среди прочих православных церквей? Здесь был явлен Живой Образ Бога – Господь Иисус Христос. Здесь же появился и первый Самим Господом созданный Нерукотворный Его Образ, положивший начало изображению Бога и святым иконам вообще. Здесь же написал первые иконы Пресвятой Богородицы с Младенцем святой евангелист Лука. Даже сам священный город Иерусалим являет собою икону Иерусалима Небесного. Таким образом, мы видим, что отличительная особенность Иерусалимской Церкви – явление Живого Образа, то есть окачественность по шестой доминанте.

Так в истории шестью Вселенскими Патриархатами явлена полнота в отображении ипостасных свойств Лиц Святой Троицы. 

Просмотры: 247 просмотров    Пожаловаться на эту статью
Комментарии (1)  [ просмотреть все комментарии ]
slavjanka - 10:38 20/03/2016 ответ | сообщение
Странно, статья начинается с испанской, американской!!! культуры и заканчивается Иерусалимом.
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму