Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
  Мои статьи   Настройки статей   Обзор Статей  
Категория: Все Статьи

5. Доминанты свойств тварного мира

 Доминанты свойств тварного мира

 

 

1

Применение иконологичекого метода позволяет понять смысл окачественности всего окружающего нас тварного мира, начиная  от особенностей той или иной человеческой личности до смысла различных происходящих в этом мире явлений. Вообще всякая окачественность, а всё в этом мире, так или иначе, окачественно, может быть благодаря иконичности тварного мира понята  восхождением в познании от образа к первообразу, то есть от образов тварных к Образу Божьему и к образу Богочеловека.

Начнём рассмотрение с окачественности человеческой личности. Собственно те же рассуждения могут быть в определенной мере отнесены и  к ангельским личностям с учётом их бестелесности, то есть могут быть отнесены к личности вообще. Более того, могут быть отнесены к тварным ипостасям вообще, разумея под термином "ипостась" всякое окачественное бытие, а согласно святоотеческому учению бытия вне  качественности, вне ипостаси быть не может.

Каждая личность совершенно уникальна и незаменима, поскольку уникальна её окачественность. Различие в окачественности личностей обусловлено различием в отображении в них ипостасных свойств Лиц Святой Троицы.

Согласно святоотеческому учению, душа человека имеет свой внутренний ум, своё слово и свой дух. Эта трёхгранность души есть отображение в ней трёх Божественных ипостасей с их личными свойствами. Здесь мы находим святоотеческое обоснование для понимания, каким образом души, тварные личности могут быть идентифицированы как совершенно уникальные и нетождественные друг другу в своей окачественности. А также здесь и ключ к пониманию того, почему полнота богопознания возможна только в соборе личностей, каждая из которых отображает лишь какую-то одну грань Образа Божия.

Очевидно, что личности различаются тем, в какой степени каждая из них отображает образ Отца, Сына и Св. Духа. Могут быть  люди по преимуществу отображающие образ Отца или образ Сына, или образ Св. Духа.

Для удобства обозначения преимущественного отображения тех или иных ипостасных свойств введём понятие "ДОМИНАНТА". (Это понятие для обозначения преимущественного отображения ипостасных свойств было предложено Феликсом Карелиным.) Назовём преимущественное отображение ипостасных свойств Отца - первой доминантой, Сына - второй доминантой, Св. Духа  - третьей доминантой.

В том случае, если в тварной ипостаси преимущественно отображаются ипостасные свойства Отца и Сына, будем говорить о четвёртой доминанте, Отца и Св. Духа - назовём такое отображение пятой доминантой, Сына и Св. Духа - шестой доминантой.

 

 

Мы уже не раз для пояснения окачественности обращались к цветовому спектру как к естественной, богозданной иконе отображения в тварном мире ипостасных свойств Св. Троицы. То, что цвета символичны, и каждый из них имеет свой смысл, своё значение и отображает иные, возможно. Высшие реальности, это сознавали многие мыслители. Гёте считал свой труд по символике цветов самым важным своим трудом, о символизме цветов писали и Владимир Соловьёв и Павел Флоренский и многие другие.

Однако, во всех этих работах авторы в основном опираются на недостаточно обоснованные положения, руководствуясь скорее собственными интуициями, подбирая для их обоснования подходящие аргументы. Хотя можно найти подобные аргументы и для противоположных утверждений.

Давайте исходить из несомненного. А несомненно для сознания, опирающегося на церковную, святоотеческую традицию, следующее.

Видимый свет есть образ Бога, Бог называется светом, в котором нет никакой тьмы. Божественная благодать есть нетварный свет, явленный Господом на Фаворе.

Известно, что в световом спектре видимого света есть три основных цвета, в различных сочетаниях дающих всю полноту возможных цветовых оттенков. Это красный, жёлтый и синий.

(Иногда вместо жёлтого говорят о зелёном или жёлто-зелёном. Важно не то, как мы воспринимаем видимый цвет, а то, что он один из трёх остальных. В дальнейшем примем название жёлтого как одного из трёх основных цветов.)

Коль скоро свет – икона Божества, то три основных цвета, несомненно, символизируют ипостасные свойства трёх Божественных Ипостасей, которые дают всю полноту возможных свойств вообще, ибо нет никакого другого божественного бытия кроме Трёх Божественных Ипостасей. И свойства тварного мира суть отображение этих божественных свойств.

Но можем ли мы конкретно сопоставить каждый из трёх основных цветов со свойствами той или иной божественной Ипостаси, руководствуясь при этом не своими сомнительными интуициями, чем-то более надёжным?

Несомненно, что видимое небо – тварный образ, икона неба духовного, того в котором пребывает Отец наш небесный. В христианстве и в других религиях солнце, дающее свет и тепло всему живущему, воспринималось как образ Самого Бога или, в язычестве считалось даже самим Богом.

Итак, образ солнца – это образ Бога. Но Бог невидим, только Сын Божий являет человечеству образ Божий. Так в ветхозаветных теофаниях, так тем более в самом боговоплощении, в Сыне Человеческом Сын Божий, Логос являет образ Самого Бога.

Что же на небосводе видимом? Да, мы можем видеть солнечный круг, можем спокойно созерцать его, любоваться им, когда оно становится ближе к земле, к нам на восходе или на закате. Солнце тогда видимо как круг красного цвета. Иное дело, когда солнце в зените. Тогда оно – какого цвета? Золотое, жёлтое? Да, однако, стоит нам на него взглянуть, как мы тот час же слепнем и вместо жёлто-золотого видим чёрный круг. Это явным образом даёт нам воочию почувствовать апофатизм, невидимость и непознаваемость. Бога - Отца. Но всё же даёт и основания сопоставить жёлтый цвет с ипостасными свойствами именно Отца Небесного. Что же видим мы на небосводе ещё? Мы видим небесную синеву. Она не является нам в каком-то определённом образе, но она есть. Более того, она есть везде. Это напоминает нам о третьей Божественной Ипостаси – Духа Святаго, который, в отличие от Логоса не явлен нам ипостасным образом, но который «везде сый и вся исполняй».

Таким образом, три основных цвета светового спектра могут быть сопоставлены со свойствами Трёх Божественных Ипостасей, и основание этому даёт богозданная икона, начертанная на видимом небосводе.

 

 

 В творении Божием имеется бесчисленное множество различных реальностей, индивидуумов и явлений, обладающих уникальной, неповторимой окачественностью. Точно также и в цветовом спектре имеется бесчисленное  множество точек, обладающих своим уникальным, неповторимым оттенком. Но любой оттенок, как мы знаем, можно рассматривать как соединение трёх цветов, называемых основными: красным, жёлтым и синим. Будучи соединёнными в равной мере, эти три цвета образуют полноту цветового спектра - белый свет. Ещё три цвета называемые дополнительными, образованы соединением  в равной мере попарно двух основных цветов. В сочетании с третьим каждый из дополнительных цветов даёт белый цвет. Именно поэтому дополнительные цвета и называются дополнительными по отношению к третьему.

Итак, три основных и три дополнительных. Мы с лёгкость усматриваем в цветовом спектре эти шесть цветов. Основные: красный, жёлтый и синий и дополнительные: оранжевый (сочетание красного и жёлтого), зелёный (сочетание жёлтого и синего) и фиолетовый (сочетание красного и синего). Эти шесть цветов можно соотнести с шестью доминантами окачественности. Можно, конечно, вводить при рассмотрении окачественности тварного мира большее количество доминант. Также и при рассмотрении цветов окружающего нас мира можно пользоваться обозначением оттенков более точным, чем позволяет нам  наименование шести цветов. Например, красно-оранжевый, жёлто-зелёный. Подобно этому можно вводить  для обозначения окачесвенности седьмую, восьмую и так далее доминанты. Седьмая доминанта, соответствующая скажем, красно-оранжевому оттенку может обозначать, что таким образом окачественная ипостась отображает ипостасные свойства Отца и Сына, причём Сына в большей мере, чем Отца,  если соотнести с ипостасными свойствами Сына красный, а Отца - жёлтый цвета. Но ограничена наша возможность различения в природе оттенков и ещё более ограничено наше духовное зрение и способность духовного различения окачественности. Поэтому, особенно на первых порах, достаточно будет для описания окачественности реальностей окружающего мира только шести доминант, как если  бы мы пользовались для описания всего цветового многообразия названиями только шести цветов - трёх основных и трёх дополнительных.

 

 

 

 

 

2

 

Практически определить доминанту личности или какого-либо другого объекта окружающего нас мира, или исторического явления можно сопоставляя свойства рассматриваемого нами объекта с первообразом, вглядываясь в первообраз, то есть в ипостасные свойства божественных ипостасей в ту меру, в которую открыты они соборному разуму Церкви.

Поясним примером. Во Святой Троице все ипостаси равночестны, но при этом говорится о монархии Отца в соборе равночестных Лиц. Отец, как Начало всего есть первый среди равных. Это первенство, вернее отображение его является везде в тваном мире, где есть первый среди равных: отец в семье, патриарх в церковном соборе, царь в народе. Вообще всякое начальствование связано с Началом и является его отображением. Далее, на этом принципе начальствования, социальной иерархии строится государство и его структуры, строится армия. Вглядываясь в реальности тварного мира, нетрудно видеть, что начальствование в тварном мире связано с внешней организацией по иерархическому принципу, а также с воинскими структурами и действиями. Итак, принцип отцовства или начальствования говорит о первой доминанте.

Но помимо непосредственного всматривания в первообраз и сопоставления его с тварными отображениями существует ещё один подход к распознанию доминант. Дело в том, что тварные реальности не существуют сами по себе в оторванности и изолированности друг от друга, как - то представлялось Лейбницу, это отнюдь не самозамкнутые монады. Тварные сущности активно взаимодействуют друг с другом и, в частности, взаимодействуя, образуют структуры. Каждая структура имеет свою окачественность, которая не может быть ничем иным, как опять-таки подобием Первообраза – Святой Троицы. Занимая в соответствии со своими свойствами определённое место в образованной структуре, каждая реальность в этом образовании отображает по преимуществу свойства той или иной Ипостаси.

Опять поясним примером. Среди апостолов есть триада особо выделенных: это первоверховные Петр и Павел и не меньший в церковном почитании апостол Иоанн Богослов. Нетрудно видеть, что Петр по преимуществу первый среди равных – он выступает от лица всех апостолов и в вопрошании Господа и в исповедании. Также очевидна и иконическая связь апостола Иоанна с Божественным Словом, Логосом. Именно он первым произнёс потрясающую истину: «В начале было Слово, И Слово было у Бога, И Слово было Бог». Апостол Павел – миссионер по преимуществу, подобно Духу Святому путуводительствует ко Христу, он весь в движении. Дух Святой, о Нём мы говорим «иже везде сый и вся исполняй». Также и апостол Павел лично стремится наполнить своей проповедью всю ойкумену, стремится поддерживать связь со всеми концами Средиземноморья, своей проповедью увлекая, животворя, поддерживая своих учеников, согревая их своим теплом и заботой.

Естественно предположить, сравнивая особенности личностей и служения этих трёх величайших апостолов, что Апостол Петр отображает по преимуществу Отца, то есть он – первой доминанты, Иоанн – Логоса, а Павел – Духа Святого, то есть они соответственно второй и третьей доминанты. (Замечание о связи первой доминанты с воинским служением: неужели случайность, что именно Петр в Гефсиманском саду попытался мечом защитить Учителя.)

Теперь же, вглядываясь не только в Первообразы, но и в лики этих апостолов мы можем узнать что-то большее о доминантах. Чем больше будет наш опыт иконологического рассмотрения окружающего нас мира и структур, образованных в нём, тем полнее и вернее мы сможем познавать особенности доминант и тем свободнее будем в их определении.

Возьмем культуру древнего Средиземноморья. В ней ярко выделяются три грани: Рим, Греция и Малая Азия.

Рим – государственное строительство, огромная единая империя, воинственность, законодательство, развитый государственно-чиновничий аппарат.

Греция – союз городов, связанных не подчинённостью единому центру, как в Риме, но единой культурой. Греция – это культура в собственном смысле: религия, мифология (заимствованная Римом), философия, литература, театр, изобразительное искусство. И, наконец, собственно учение о Логосе, предваряющее христианское откровение.

Малая Азия – здесь мы находим особую энергийность, экстатичность культа и культуры, движение, коммуникативность, взаимодействие в торговле и других сферах повседневной мирной жизни. Но в центре культуры и культа, подчеркнём, особое внимание, жизненный акцент сосредоточен на природных энергиях, что особенно ярко выражалось в культах Астарты и ему подобных.

Будем вглядываться в эти грани единой эллинистической культуры, это, несомненно, обогатит наше понимание доминант.

Можно ещё обо многом говорить: о Трёх Римах и трёх Великих Патриархатах в Церкви, о Дальнем Востоке, где также сложились три очага культуры, удивительным образом напоминающие Рим, Грецию и Малую Азию. Я говорю, конечно, о Японии, Китае и Индии. Но всему своё время.

Сейчас важно в принципе, в основе понять два основных метода познания того, чем является та или иная доминанта, и каким образом можно определить доминанту того или иного объекта нашего рассмотрения.

Итак, первое - обращение к Первообразу и второе - сопоставление различных реальностей в образуемых ими структурах, отображающих в возможной полноте образ Творца – Святую Троицу.

Важно помнить и в том, и в другом случае, что реальности тварного мира, хотя и отображают Первообраз, но в отличие от Первообраза они несовершенны и поражены грехом, поэтому отображение бывает неточным, замутненным, искажённым. Но именно сопоставление с Первообразом, как Он открыт нам в церковном опыте, позволяет определить не только доминанту, но и степень чистоты отображения Первообраза и в случае искажения определить болезнь и попытаться найти с помощью Божьей путь к выздоровлению, то есть восстановлению Образа Божьего в твари во всей чистоте.

 

 

3

 

 

Нетрудно понять, что первая, вторая и третья доминанты означают собственно преимущественное выражение в душе человека тех трёх граней души, о которых говорили святые отцы и которые отображают соответственно три Божественные Ипостаси.

Но как практически будет выражаться в человеке четвёртая, пятая и шестая доминанты, когда примерно в равной мере выражены какие-то две из трёх граней души.

Четвёртая доминанта означает что отеческое и логосное начало в человеке выражены сильнее, чем энергийное, связанное с отображением  Духа. Что же является первичной интуицией сознания такого человека, какие качества выражены в нём и чувствуются им сильнее других. Обостренно чувствуется отечество и сыновство, Отец и Сын. Различие и внутреннее единство Отца и Сына. Отец совершенно не Сын, но Отец, а Сын совершенно не Отец, но Сын. И в то же время Отец и Сын, будучи единосущны, имеют такое же единство друг с другом, как с Самим Собой. Таково православное учение.

Сын рождается от Отца. Вне этого нет понятия об ипостаси вообще. Ипостась познаётся только когда есть другая ипостась, с иным качеством, другая, отличная от первой. Сын – это другое Отца. Люди (и культуры) четвёртой доминанты, сочетающие в себе отображение свойств Отца и Сына, а значит и рождение Сына от Отца, особенно остро ощущают самою личность, её особую окачественность уникальность, неповторимость, незаменимость, ценность. Обостренное восприятие личности, ипостаси – вот что характерно для людей четвёртой доминанты. Суверенность, независимость  личности. В христианстве это может проявляться как личное устремление монаха – аскета, отшельника к Богу. И если первая, вторая и третья доминанта вселенской Церкви – это Рим, Константинополь и Москва, то четвёртая – это Египет, Александрийский патриархат, родина монашества, Фиваида.

В то же время люди четвёртой доминанты одновременно остро чувствуют Слово и рождающего Слово Отца – имеющего в себе всю полноту бытия, источника всякого бытия, всякой онтологии. Люди четвёртой доминанты не просто логистичны, чувствуют слово как таковое, они устремлены к слову, укоренённому в бытии, безусловно, обоснованному, к слову, которое подлинно есть, которое есть истина. Им даже может быть присущ некоторый аскетизм в отсечении всего случайного, кажущегося, необязательного и тем более ложного. Ценно ядро несомненной и обоснованной истины. В области мысли это подобно монашескому аскетизму в области жизни, чувственности. Мне кажется, что среди величайших философов этому типу соответствует Сократ. Отбросить всё, что относится к ходульным представлениям, но необоснованно и не есть истина. Таким образом нащупать по возможности точное осознание, определение истины в той или иной области или хотя бы путь к такому осознанию.

Нечто подобное происходит в «умном делании». Отсекаются все неистинные, то есть не укоренённые в истинном бытии ложные, прЕлестные, губительные помыслы. Происходит очищение сердца от всего неистинного, очищение сердца. У людей 4-й доминанты должна быть особая склонность к умному деланию, вниманию себе, часто выражающееся в призвании к созерцательному монашескому деланию.

Аналогично этому в светской исследовательской деятельности по четвёртой доминанте (то есть деятельности характерной для людей четвёртой доминанты) есть нечто сродное работе детектива – отсечь все ложные версии, чтобы оставить единственную истинную.

Не потому ли Англия – страна с культурой 4-й доминанты (о доминантах культур поговорим особо), не только провозгласила ценность личности, но и породила непревзойдённый образ детектива-аналитика.

 

Пятая доминанта – так мы обозначим преимущественное отображение в твари одновременно свойств Первой и Третьей Ипостасей Св. Троицы. Если с Отеческой ипостасью особо связано бытие вообще, начало существования в принципе, то с Третьей – жизнь, активность, энергия. Дух Святый – Жизни Подателю – так призываем мы Его в церковной молитве.

Одновременное отображение свойств Первой и Третьей Ипостасей, в сущности, есть жизнь, которая подлинно есть, которая не просто движение, материи или духа, но одновременно укоренённость в онтологии, в бытии. Это не просто жизнь твари, это такая подлинная жизнь, жизнь, которая есть добро, в противоположность жизни кажущейся, меональной, обманчивой, исполненной греха, хотя подчас и прельстительной, но ведущей к разложению, распаду, болезни и уничтожению, то есть в противоположность «жизни», которая есть зло.

Добро – основная интуиция пятой доминанты, Пятая доминанта чувствует добро и творит добро, если действительно направлена на осуществление замысла Творца. Основное в жизни пятой доминанты – активное доброделание. Видимо у Гёте была пятая доминанта. Вспомним, как Фауст, пытаясь перевести начало Евангелия от Иоанна, приходит к окончательному варианту « В начале было Дело».

Может быть, Мария и Марфа олицетворяют два жизненных пути, два служения Богу: созерцание истины и доброделание.

Шестая доминанта есть отображение свойств Второй и Третьей Ипостасей Святой Троицы.

Вторая Ипостась есть Образ Отца: «Видевший Меня видел и Отца». Это Ипостась, являющая Бога, по воплощении являющая и видимым образом. Все ветхозаветные теофании также явления Второй Ипостаси - Логоса – Слова – Образа. С Ипостасью Духа Святого связана по преимуществу жизнь. Таким образом, в центре жизни шестой доминанты – живой образ. Шестая доминанта особо чувствует и являет живые образы. Для неё характерно образное мышление, образное творчество. Люди шестой доминанты по преимуществу склонны к искусству. Это могут быть проповедники, писатели, художники, музыканты, артисты. Даже если профессионально они будут заниматься чем-то другим, всё равно их жизнь и творчество будет наполнено живыми образами.

При доминантной ограниченности людям шестой доминанты может не хватать интуиции подлинного бытия, подлинной реальности. Для них существует искушение чувствовать искусственный мир более реальным, чем действительно существующий, богозданный. Реальный мир они могут оценивать только как сырьё для искусства. Примеров тому в жизни людей искусства множество.

В человеческой культуре существует отчётливое сознание триады: истина, добро, красота. Может возникнуть предположение, что эта триада отражает Три Божественные Ипостаси. Однако, тут возникают трудности. С какой именно Ипостасью можно связать истину или добро, или красоту. Существуют разные мнения. Так красоту связывают с гармонией, соразмерностью, структурой, образом, то есть с отображением свойств Второй Ипостаси. Но в тоже время и с жизнью, со святостью, со свойствами Духа Святого. Эту дилемму хорошо выразил Николай Заболотский в известных строках:

«что есть красота,/ и почему её обожествляют люди, /сосуд она, в котором пустота/ или огонь, мерцающий в сосуде?».

Ответ на этот вопрос с точки зрения иконологии таков. Красота это прекрасный сосуд, в котором обязательно мерцает живой огонь, то есть это живой прекрасный образ.

Истина, добро и красота суть отображения в твари по преимуществу одновременно свойств двух Ипостасей Святой Троицы. Иными словами, пользуясь иконологической терминологией,  это реальности четвёртой, пятой и шестой доминант.

 

 

4

 

Рассмотрим, как реализовывались шесть доминант в европейской культуре современности и сравнительно недавнего прошлого.

Мы усматриваем в единой культуре Старого и Нового света (культура которого не что иное, как органическая часть целостной европейской культуры) шесть очагов, отличающихся явственным своеобразием. Эти очаги по преимуществу связаны с шестью странами: Испанией, Францией, Германией, Англией, Италией и Америкой (США).

Окачественность культуры, являясь естественным свойством, может проявляться как положительным, так и отрицательным образом. Например, особое восприятие Логоса, всякого слова как отражения Логоса может и созидать и разрушать. Это меч обоюдоострый. Кроме того, при рассмотрении вклада различных народов в культуру, нужно помнить, что у каждого народа есть свои взлёты и падения, искушения и периоды стагнации. Это огромная работа, в принципе не имеющая конца изучение культуры того или иного народа в её своеобразии. Поэтому, не будучи специалистом в области изучения культуры, я ограничиваюсь здесь поверхностными, беглыми, почти случайными, но всё же очень характерными чертами.

Испания, что прежде всего бросается в глаза, когда мы всматриваемся в культурный облик Испании, в его своеобразие? Это – аристократизм, иерархичность общества, рыцарство, воинственность и власть. Даже духовные проблемы здесь пытались решить властью, мечом. Приходится вспомнить, что нигде так, как в Испании свирепствовала инквизиция, путём насилия истреблявшая всякое религиозное инакомыслие. Любимое развлечение для всех слоёв общества бой быков – чем не продолжение  римских гладиаторских игр? Феодалу, первому в социальной ие

Просмотры: 269 просмотров    Пожаловаться на эту статью
Комментарии (0)
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму