Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
  Мои статьи   Настройки статей   Обзор Статей  
Категория: Все Статьи

о реформе Церкви во времена Петра 1(из книги Валерия Шамбарова"Пётр и Мазепа.битва за Украину)

  Обычно упразднение патриархии и учреждение Святейшего Синода вызывают серьезную критику. Квалифицируются исследователями как разрушительное вторжение царя в чуждую ему сферу. Но в подобных рассуждениях чаще всего упускается из вида — в каком плачевном состоянии застал Петр эту сферу! Идеал «симфонии» духовной и светской власти был разрушен задолго до него. Церковь раздирал раскол, он действовал куда более активно и наступательно, чем официальное духовенство. Разные течения раскольников раскидывали сети на окраины страны, на провинциальную глубинку, создавали тайные пристанища в городах.

      В 1716 г. обнаружилось еще более страшное явление — секты «хлыстов», перемешавшие христианскую терминологию с остатками темного язычества: с местными воплощениями «христов». «пророков», «богородиц», с экстатическими плясками на радениях, самоистязаниями, свальными оргиями, омерзительным «причастием» частичкой отрезанного соска «богородиц». Наряду с «хлыстами» вербовали последователей другие секты — скопцы, богомилы, монане, прыгуны, телеши, иконоборцы, дырники. Они гнездились где-то в народной толще с незапамятных времен. А сейчас церковное руководство оказалось запущенным, и древние «семена» давали всходы. Всплыли «жидовствующие». Как выяснилось, эта секта пережила гонения Василия III и Ивана Грозного, скрывалась и маскировалась. С запада нахлынули католические и протестантские веяния, безбожные масонские учения. Никакого реального противодействия не было…
 
      Если проанализировать реальные факты, можно прийти к выводу — петровский перевод Церкви под прямой контроль государства спас ее. На два столетия уберег от распада и скатывания в ереси. Реформа была смелой, но она не являлась «не канонической», как порой представляют. Святейший Синод, обладавший «равнопатриаршей» властью был признан Восточными Патриархами как «брат во Христе». А сам царь, в отличие от англиканской церкви, отнюдь не претендовал на пост главы Церкви. Он выступал в Синоде «крайним судьей». Примерно так же, как св. равноапостольный император Константин Великий считался «епископом внешних дел Церкви».
 
      Но именно светская власть государя поддержала и скрепила церковные структуры, обеспечила им возможность налаживать и развивать духовную деятельность. Выходили указы Петра о запрещении рукополагать в священники лиц, не имеющих духовного образования, об усилении проповедничества, об издании катехизаторских книг. По сути, такие распоряжения должны были исходить от патриарха. Царю приходилось исправлять упущенное. Открылась Духовная академия в Санкт-Петербурге, духовные школы в Чернигове, Ростове, Тобольске. А по Духовному Регламенту, утвержденному Петром, требовалось создавать духовные школы в каждой епархии.
 
      По указаниям государя широко развернулась миссионерская работа. Только в одной Тобольской епархии было крещено 40 тыс. инородцев, открыто 37 храмов. Православные духовные миссии были направлены в Калмыкию, Забайкалье, на Камчатку, в Китай. Раньше в Западной Европе существовал только один православный храм, при русском купеческом подворье в Стокгольме. При Петре открылись храмы и начались православные богослужения в Лондоне, Берлине, Париже. Строились храмы в присоединенных областях Эстляндии и Лифляндии, возродилась Карельская епархия, была учреждена новая, Иркутская.
 
      В войсках и на флоте Петр ввел штатные должности полковых и корабельных священников, установил обязательные службы. А для всех православных подданных указом царя было определено обязательное ежегодное причастие Св. Таин. Хотя бы ежегодное! Это было не снижение требований к прихожанам, как нередко полагают некомпетентные критики, а повышение! Мы уже приводили свидетельство св. Дмитрия Ростовского, что даже в Ростовской епархии, в сердце православной страны, множество людей вообще забыло об исповеди и Причастии! Выражали православие лишь в том, что исполняли внешние обряды церковных праздников, а головы себе морочили бреднями всевозможных кликуш и лжепророков.
 
      Можно встретить утверждения и о том, что Петр, набравшись протестантских идей, ненавидел монашество и монастыри. Но и такие обвинения выдают безграмотность их авторов. Ранее упоминалось, как любил царь Соловецкую обитель. Другой знаменитый монастырь, Валаамский, под властью шведов был разорен и сто лет пролежал в запустении. Возвратив здешний край России, Петр повелел восстановить его. Царским повелением был также возрожден захиревший и закрывшийся Перекомский монастырь в Новгороде. Ранее отмечалось, что новая обитель была учреждена на месте Полтавской битвы. Первыми ее монахами стали увечные солдаты.
 
      А строящийся Санкт-Петербург государь отдал под небесное покровительство св. Исаакия Далматского (Петр родился в день его памяти) и св. благоверного великого князя Александра Невского — одержавшего неподалеку свою блестящую победу над шведами. В честь св. Исаакия заложили городской храм. А мощи св. Александра Невского были торжественно перенесены из Владимира. На месте его битвы была основана Александро-Невская лавра, где и упокоились мощи великого князя. В честь этого события 30 августа (12 сентября) был установлен новый православный праздник. По инициативе государя были разработаны церковные службы на перенесение мощей св. благоверного Александра Невского и «Служба благодарственная Богу в Святое Троице славимому, о великой
      Богом дарованной победе над шведским королем Каролом XII и воинством его, содеянное под Полтавою».
      В прошлых главах мы рассказывали о канонизации св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского, о дружбе Петра со св. Митрофаном Воронежским, о том, как он высоко оценил св. Дмитрия Ростовского, св. Иоанна Тобольского, св. Иннокентия Иркутского — на руководящие посты в церковной иерархии их выдвигал сам Петр. Что же касается отношения к сомнительным западным учениям, то не мешает вспомнить эпизод с будущим историком В.Н. Татищевым. Обучаясь за границей, он нахватался «передовых» теорий и в России пытался распространять их. Царь, узнав об этом, вызвал Татищева и крепко вылупил дубинкой. Пояснял: «Не соблазняй верующих честных душ; не заводи вольнодумства, пагубного благоустройству; не на тот конец старался я тебя выучить, чтобы ты был врагом общества и Церкви».
 
      Да, Петр совершал ошибки. В том числе серьезные. Но и исправлял их. Со временем царь значительно менялся, остепенился. Буйные молодые забавы прекратились. Иноземцы отмечали, что государь очень сдержанно ведет себя на пиршествах, спиртное употребляет весьма умеренно — для Европы это было необычно. Огромные усилия Петр прилагал к оздоровлению государство. Развернул беспощадную борьбу с взяточниками и казнокрадами. Карал, невзирая на высоту положения. На виселице оборвалась жизнь сибирского губернатора Гагарина, под следствием умер архангельский губернатор Курбатов, вице-канцлеру Шафирову на плахе заменили казнь ссылкой и конфискацией всего имущества. Петр казнил и дам, вздумавших избавиться от плода. Для западных стран это тоже было необычно. полностью читайте здесь;

http://mreadz.com/new/index.php?id=362752

Просмотры: 796 просмотров    Пожаловаться на эту статью
Комментарии (1)  [ просмотреть все комментарии ]
xalkolivan - 10:25 6/01/2016 ответ | сообщение
Вобщем все реформы Петра были направлены на благо Церкви,в том числе отмена Патриаршества.Что сказать тут,мнение уважаемого автора таково.И наверное он отчасти прав.
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму