Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
  Мои статьи   Настройки статей   Обзор Статей  
Категория: Все Статьи

"Я хуже всех" или "все лучше меня"? Как любить себя без гордыни.

Можно ли победить гордыню? Всегда ли плохо радоваться своим успехам и как любить себя правильно? Отвечает протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское.

Один мой знакомый, который пытался воцерковляться, стал читать утренние и вечерние молитвы и через некоторое время сказал мне, что многое его смущает.

«Почему я должен все время говорить о себе, что я «такой-сякой, окаянный», что я такая дрянь, и нет у меня ничего хорошего? Если я действительно такой, то должен презирать себя. Как же это тоскливо – жить и презирать себя. А мне хочется уважать себя. И не думаю, что это плохо». «Уважать себя! – могут возмутиться некоторые. – Так ведь это уже гордость!»

Признаюсь, и я не думаю, что уважать себя плохо.

Возможно, мои слова вызовут шквал протестов, но, по-моему, есть две формы смирения. Первая: «я хуже всех». Вторая: «все лучше меня». Мне гораздо больше по сердцу вторая.

На первый взгляд, разве это не одно и то же? Разве это не та «перемена мест слагаемых, от которой сумма не меняется? Нет, не совсем. В первом случае можно продолжить: все дрянь, а я еще дряннее. Во втором: и я хорош, но другие – лучше.

Но хорош ли? В некотором смысле, да. Постараюсь объяснить, в каком смысле.

Рядом с гордостью часто упоминают самолюбие. Обычно в мирском лексиконе слово это несет в себе положительную характеристику. В отличие от себялюбия. Себялюбие – эгоизм. В отличие от себялюбия. Себялюбие – эгоизм.

А самолюбие? Чувство собственного достоинства. Но разве не является для христианина нормой наоборот: чувство собственного недостоинства?

Так вот здоровое самолюбие, на мой взгляд, как раз-то и противостоит гордости. Да, не удивляйтесь, чтобы не быть гордым, надо любить себя. Но только любить правильной любовью.

Вообще, о том, что значит любить человека, сказано и написано много. Но мне особенно нравится такое высказывание: «Любить человека – это видеть его таким, каким он может быть и делать все, чтобы он таким стал».

Прекрасные слова! Вот такою же самою любовью надо любить и того человека, которым являюсь я сам.

Видеть себя таким, каким ты можешь и должен стать и все для этого делать. При этом ты, конечно, должен видеть себя и таким, какой теперь есть. И видеть разницу между тем, что есть и тем, что может и должно из тебя получиться.

И если ты эту разницу видишь – ни о какой гордыне и речи не будет. Чего гордиться, когда вон как далеко до цели! Но и унынию места не будет. Ведь ты же веришь, что сможешь-таки с Божией помощью стать тем, кем должен. А вера в это – составная часть веры в Бога. Кто верит в Бога, тот верит в Его любовь и в то, что Он поможет тебе в любом добром деле. А разве стремление к совершенству не доброе дело!

Крайняя степень гордости: «Я хороший, а все плохие». Смиренный же думает: «Может быть, я и хороший, но все остальные – лучше». Конечно, сказать о себе «хороший» – не всегда язык повернется. По сравнению с тем, каким должен стать, – очень даже не хороший.

Но если я все же хочу стать хорошим, если верю, что с Божией помощью стану лучше, значит, есть уже, что уважать в себе, значит, нет места унынию и презрению к себе. И поэтому подлинное смирение не уныло, а радостно. Гордость же радостной не бывает.

Прекрасный пример приводит Плутарх, рассказывая о нравах спартанцев: «Когда его не зачислили в дружину «трехсот», что считалось в спартанском войске самым почетным, Педарет ушел, весело улыбаясь. Эфоры позвали его назад и спросили, чего он смеется. «Радуюсь, – ответил он, – что в государстве есть триста граждан, лучших, чем я».

Что это, гордость или смирение? Конечно, смирение, но какое радостное, светлое, поистине, благородное смирение!

Где гордость – там нет ни любви, ни радости, ни мира. Там, напротив, озлобленность, уныние и враждебность к окружающим.

Как бороться с гордостью? Как развивать в себе смирение? У того, у кого такой вопрос, такое желание появилось, работа уже началась. Увидеть в себе проблему – уже если и не полдела, то все же достаточно много.

Любая борьба состоит из цепи поражений и побед. Главное – не оправдывать себя, быть честным перед собою, то есть уметь дать честную оценку того, что происходит в сердце.

И еще очень важно уметь увидеть в каждом человеке что-то такое доброе, чего у меня нет, то, чему можно поучиться. Не то доброе, что само бросается в глаза и чего нельзя не увидеть. Надо всматриваться, надо искать.

Конфуций говорил, что, когда он путешествует и попадается ему попутчик, он всегда находит в нем что-то, чему можно у него поучиться. Все мы – путешественники и попутчики меняются один за одним. Много чему можно научиться, если смотреть на них не свысока. И еще – не забывать благодарить и Бога, и людей. Гордость и благодарность вместе не уживаются.

В этой связи скажу еще об одной, как мне думается, ошибке. Человек сделал что-то доброе и радуется этому. И принимает эту радость за гордость и корит себя за это и кается в этом на исповеди. «Вот, батюшка, как сделаю что-то хорошее, тут же радостно становится! Вот она, гордыня!»

А мне кажется, что почему бы и не порадоваться! Чему тогда и радоваться, как не тому, что удалось сделать что-то хорошо. Просто должна такая радость обязательно соединяться с благодарностью Тому, без Кого «не можем сотворити ничесо же».

Только не так благодарить, как фарисей из известной притчи, превозносясь и осуждая окружающих. Благодарить, помня, что любое осуждение перечеркивает все доброе. Благодарить и радоваться, что и меня, среди других, Господь иногда делает орудием любви Своей.

Полностью статью можно прочитать здесь www.pravmir.ru/ya-huzhe-vseh-ili-vse-luchshe-menya-kak-lyubit-sebya-bez-gordyini/



 

Просмотры: 741 просмотров    Пожаловаться на эту статью
Комментарии (11)  [ просмотреть все комментарии ]
AntonovichN1976 - 22:32 23/04/2016 ответ | сообщение
Хорошая статья.
Анонимный - 22:06 23/04/2016 ответ | сообщение
Я это написал , может кому то поможет, " мне иногда помогает", ведь против Свт. Игнатия никто слово не скажет.) Книга Азы православия. Никого не учу, просто делюсь книгой.
Анонимный - 22:03 23/04/2016 ответ | сообщение
Три степени смирения: первая -покорятся старшим, вторая -покорятся равным, не превозносится над меньшим и вменять себя ни во что, как одному из скотов. Прп. Амвросий Оптинский. Истинное смирение-Божественное таинство: оно недоступно для постижения человеческого. Будучи высочайшего премудростью, оно представляется буйством для плотского разума. Свт. Игнатий Брянчанинов.
podruga55 - 14:14 13/12/2015 ответ | сообщение
Душеполезная статья!
AndSet - 18:13 11/12/2015 ответ | сообщение
Благодарю, Игорь, за размещение на нашем ресурсе прекрасной статьи! Сколько мудрости кроется в простых словах протоиерея Игоря! Как хорошо сказано про любовь, смирение, себялюбие... Очень доходчиво написано... По существу, здесь сказано об очень важных догматах христианской жизни...
Игорь, храни тебя Господь!
И побольше читателей таких душеполезных строк!
slavjanka - 20:01 10/12/2015 ответ | сообщение
Да, я так и говорю: "Люда, ты, что, дура?"Сегодня дежурила. Была записка стол помыть, я его полчаса мыла, потом прочитала в записке, что там "Лида" написано, а она уже отдежурила и вымыла этот стол. Глаза не видят нормально, мозг плохо соображает, но акафисты прочитала.
slavjanka - 13:05 8/12/2015 ответ | сообщение
Я себя часто ругаю, просто грызу. Поэтому и без этой фразы мне достается от себя.
sumik - 20:36 7/12/2015 ответ | сообщение
Все очень на грани, гордость и гордыня, смирение как принятие и смирение как безразличие, уверенность в себе и самоуверенность....наверно и есть задача, трудная задача человека не переходить грань, постоянно следить за собой...
amsterdam10147 - 19:30 7/12/2015 ответ | сообщение
Спасибо за статью!!!
anuta42 - 12:14 7/12/2015 ответ | сообщение
Я хуже всех!!!
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму