Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
  Мои статьи   Настройки статей   Обзор Статей  
Категория: Все Статьи

Дух интерьера

 МАСТЕР ФЭН-ШУЯ

Впервые о древнекитайском искусстве формирования жизненной среды я услышал несколько лет назад. На какой-то вечеринке моя приятельница, сотрудница крупного банка, огорошила меня вопросом: «Ты случайно не мастер фэн-шуя?» Я ответил в шутку, что, конечно, мастер, но что такое фэн-шуй, не знаю. «Продвинутая» девушка объяснила мне, что это древнее эзотерическое искусство, которое основал мастер Ян Юн Цанг, служивший в Поднебесной главным советником при дворе императора Хи Цанга за девятьсот лет до нашей эры. «Теперь все наши банкиры расставляют стулья и диваны в своих домах и офисах в соответствии с искусством фэн-шуй», — добавила приятельница. Я заинтересовался темой и стал собирать информацию.
Как выяснилось, это древнекитайское искусство и в самом деле весьма популярно на Западе, добралось оно и до России. Немало известных людей и фирм постоянно прибегают к услугам консультантов по фэн-шуй при проектировании интерьеров, зданий, прилегающей территории и инфраструктуры. Но этим поклонники древнекитайского знания не ограничиваются. Они заявляют, что умеют не только правильно строить дома и формировать их интерьер, но также «улучшать судьбу» и «гармонизировать личные отношения».
Подобный интерес ко всему древнему и восточному в наши дни вполне объясним. Современный человек, оторванный от национально-религиозной традиции, испытывает колоссальную усталость от окружающей его бессмысленной и грубо-материальной реальности мира высоких технологий. Восток же обещает дать новое духовное начало и к тому же манит грандиозностью своих философских построений, древностью и экзотикой.

Что приемлемо и нормально для язычника, для православного христианина может граничить с кощунством

 КРЕСТ И «НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФОРМЫ»

Впрочем, московские консультанты, создающие интерьеры в соответствии с древнекитайским искусством, первым делом стараются убедить клиентов в абсолютно нерелигиозном характере своих услуг. Типичное объяснение звучит примерно так: «Фэн-Шуй — не религия, это система, основанная на принципах движения потоков энергии, на законах природы. И задача человека — использовать эти законы себе во благо… На Руси, как и во многих других странах, тоже существовали свои вековые законы организации жизненного пространства. И истинный специалист Фэн-Шуй, используя древние знания китайских мастеров, старается сохранить русские традиции» (я взял этот текст с сайта одного из консультантов).
Но действительно ли древнекитайское искусство полностью нерелигиозно, а потому приемлемо для крещеного русского человека? Давайте разберемся.
В любом популярном пособии по фэн-шуй можно найти описания различных магических ритуалов, гадательных практик и сведений по астрологии. Не нужно лишний раз доказывать, что они даже при всем желании не могут быть совмещены с христианством. Церковь осуждает занятия магией, гаданиями и астрологией и считает их тяжким грехом. И это не случайно. Приобщаясь к таким занятиям, человек неизбежно соприкасается с миром инфернальных, демонических существ, входит с ними в контакт.
Так что заявления о нерелигиозности фэн-шуй содержат в себе изрядную долю лукавства. И в древнекитайском учении о формировании внешней среды духовный (читай: религиозный) момент занимает довольно значительное место. Иначе и быть не могло. В отличие от современных европейцев древние китайцы (как, впрочем, и древние русские, греки, египтяне) не отделяли религиозную сторону своей жизни от остальных сфер. И поэтому любой традиционный интерьер (китайский, русский, греческий, египетский) представлял собой гармоничное и осмысленное целое, подчиненное не только функциональным или художественным задачам, но и — самое существенное — задачам духовным. В основании традиционного интерьера всегда лежат некие фундаментальные принципы, непонимание и забвение которых разрушает суть. Можно сколь угодно точно воспроизводить древние орнаменты, нашпиговывать помещение предметами, имеющими сакральное значение, но все это не воссоздаст традиционной среды обитания.
С другой стороны, то, что приемлемо и нормально для язычника, для православного христианина может граничить с кощунством. И в этом смысле показательно, что консультанты по фэн-шуй, например, считают форму креста неблагоприятной. Они не рекомендуют клиентам держать дома кресты и возводить крестообразные здания. Но ведь Крест — центральный христианский символ, не говоря уж о том, что одна из самых распространенных форм православного храма — византийского и русского — крестово-купольная. В каждом христианском доме должно быть изображение Креста, а на Руси было принято помещать этот знак на всех сторонах дома — «да погибнут бесы от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением». Крест является не только символом распятия Христа, но и главным знаком Его победы над смертью и силами ада.
Так что китайские консультанты и их русские ученики, рекомендуя отказаться от формы креста, фактически предлагают своим клиентам-христианам отказаться от православной веры. А то, что крестообразная форма показалась им неблагоприятной, вполне понятно. Крест «страшен для бесов», а поклонники фэн-шуй, как известно, пытаются находиться «в гармонии» со всеми без исключения силами, в том числе явно демоническими.

ЧТО ИМЕЕМ — НЕ ХРАНИМ…

Стремление приобщиться к целостной и древней традиции и обустроить свое жилище в соответствии с ней выражает, однако, очень глубокую духовную потребность нынешнего человека. И если тут не могут помочь китайцы, может быть, стоит обратиться к нашему собственному наследию? Тем более что на Руси, как и в других странах, тоже существовали свои вековые законы организации жизненного пространства. Чтобы убедиться в этом, достаточно побыть подольше внутри старинной постройки XVI — XVII веков. Зимой там не холодно, а летом не жарко, глаз отдыхает на полукруглых сводчатых потолках, помещение хорошо поглощает шум и при этом обладает своеобразными акустическими свойствами. Но главное — в таких домах по непонятным причинам начинаешь чувствовать себя лучше, душа успокаивается, а мысли проясняются. Вероятно, такое благотворное воздействие старинных палат на современного человека не случайно, а обусловлено искусством их создателей. А раз такое искусство было, значит, его можно попытаться возродить. Впрочем, это тема для отдельного разговора, и мы еще не раз к ней вернемся на страницах нашего журнала.

Икона гораздо более «интерактивна», чем любой современный монитор

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗ

Для того чтобы более точно определить предназначение и специфику интерьера, следует назвать его самые характерные и типичные атрибуты. В Европе для классических дворянских и буржуазных интерьеров XVIII — XIX веков такими предметами являлись зеркало и портрет. Разглядывая свое изображение на зеркальной поверхности, обитатель интерьера воспринимал и познавал себя, вокруг зеркала выстраивал свои бытовые ритуалы. И совсем не случайно «зеркальная тема» вызвала в означенный период многочисленные ассоциации в литературе, философии, мистике. Даже человеческое сознание воспринималось в ту пору как «зеркало окружающей действительности». Зеркала, как и портреты, выражали ведущие мотивы новоевропейской культуры — антропоцентризм, индивидуализм, замкнутость человека на себе, преимущественное внимание к внешнему и материальному, а не к внутреннему и духовному.
Если же говорить о современном интерьере, то самым выдающимся его атрибутом, пожалуй, можно назвать монитор телевизора или компьютера. Между прочим, экран — в некотором роде развитие зеркала и портрета, он приводит мир «зазеркалья» в движение, делает его гораздо более насыщенным в информационном плане.
Что же является подобным знаковым, центральным предметом для традиционного русского интерьера? Ответ очевиден — это икона.
В молитве перед иконами дома и в храме постепенно, год за годом, формируется духовный и душевный мир православного человека. Образа имеют огромное значение не только в процессе храмовых и домашних богослужений, но и при совершении почти всех бытовых действий — от совместной трапезы до входа в квартиру и выхода из нее. Жизнь традиционного русского дома всегда протекала «под иконами». Не случайно именно эти предметы первым делом спасали при пожаре (вспомним выражение «хоть святых выноси…»).
В чем же принципиальное отличие иконы от портрета и зеркала с точки зрения организации среды обитания?
Зеркало и портрет выражают фундаментальную для западного мира последних столетий идею однородности места и времени. За зеркальной и портретной поверхностью человек видит пространство, полностью подобное своему собственному. Тот мистический мир «зазеркалья», которому посвящено столько литературных фантазий, так же, как и виртуальный мир информационных систем, — лишь обратное отображение обычного мира.
Икона, напротив, соединяет два разнородных мира — землю и небо, мир материальный и мир духовный. При помощи иконы Господь, ангелы и святые оказываются доступными и близкими нам. Современному человеку трудно понять радикальность основополагающего православного утверждения об иконах: «слава, воздаваемая образу, восходит к первообразу». То есть, обращаясь к иконе святого Николая Чудотворца, вы обращаетесь напрямую к самому Святителю, и он слышит вас и отвечает вам. Икона «интерактивна»! Причем ее «интерактивность» намного более последовательна, чем интерактивность мониторов, претендующих сегодня на то центральное место в среде обитания, какое раньше занимали портреты и зеркала.
В противовес классическому, замкнутому на себе «буржуазному» интерьеру современное помещение стремится «открыться». Мониторы, игра с дверными проемами и окнами, устранение рам, свободные, неординарные решения перекрытий, оформление стен показывают эту тенденцию. Но «открывается» нынешний интерьер пока что явно не в сторону горнего мира… Экраны телевизоров соединяют людей не с сонмом ангелов и святых, а с иной, гораздо более прозаичной реальностью…

Кроме тенденции обезбоживания интерьера существует и другая — стремление воплотить в современных формах традиционные для России принципы

ДОМ И ХРАМ

В очень популярном на Древней Руси толковании на Шестоднев (история Творения мира Богом) святого Иоанна Экзарха Болгарского рассказывается, как «…во дворце сделано перекрытие посередине (между верхом и низом), так и Господь как бы построил единый храм между землей и небом и создал перегородку (перекрытие) — второе небо…». Космос здесь уподобляется дому, а дом — храму. Мир для человека подобен дворцу, а в своем жилище, как и в храме, человек должен приобщаться к Творцу и воздавать Ему подобающую славу. В этом случае дом, храм и мир в целом будут все больше напоминать человеку о Рае. Замечательный историк древнерусской архитектуры Михаил Петрович Кудрявцев показал, что и город Москва в целом строился по образу Небесного Града и самой своей структурой должен был задавать определенное отношение к жизни.
Трудно даже представить, насколько далеко мы отошли от тех принципов, которые вдохновляли создателей и обитателей древнерусских домов. При разработке дизайна современного интерьера обычно исходят только из двух соображений: во-первых, функциональности, а во-вторых, художественного вкуса и оригинальности. О духовной же стороне при устройстве среды обитания почти всегда забывают. Проектируя детские комнаты, спальни и гостиные, не говоря уже об офисах, никто не вспоминает о возвращении в Рай. Жилище становится все более атеистическим. И в современной квартире часто для иконы не находится места: она, видите ли, совсем «не вписывается» в интерьер…
И все же кроме тенденции обезбоживания интерьера существует и другая, способная при благоприятных условиях привести к противоположному результату. Сегодня наиболее «продвинутые» дизайнеры и фирмы-производители модельной мебели стараются тщательно изучать душевный мир, образ жизни и быт, привычки и духовные ориентиры заказчика, чтобы приспосабливать к ним свои изделия. Поэтому, учитывая нарастающее желание многих русских людей привести свою среду обитания в соответствие с духовными приоритетами, можно надеяться, что в ближайшем будущем появится новое направление в дизайне, которое будет стремиться воплощать в современных формах традиционные для России принципы.

Дмитрий Другов

СОВЕТУЕТ БАТЮШКА

Икона — это главная вещь в помещении. Она может быть большой или маленькой, но при этом должна как бы господствовать в пространстве комнаты или на столе, если речь идет о рабочем месте. Желательно размещать образа так, чтобы они были видны и от входа, и с максимального количества точек. И, конечно, перед иконой должно быть удобно молиться. Для этого дома полезно создать «святой» или «красный» (в смысле красивый) угол: небольшой  в гостиной или столовой и побольше — в личной комнате. На Руси богатые люди в своих жилищах устраивали даже особые молитвенные комнаты, часовни и домовые храмы.
Оформляя помещение, нужно помнить, что его внешний и внутренний вид, цветовое решение, живые и неживые обитатели передают ваше восприятие мира, истории и культуры. Иерархия и гармония вашей души, сочетание национального и вселенского — все это должно найти выражение в организации жилья. И наоборот. Внешняя среда способна оказывать самое серьезное воздействие на душу. Чем больше живого, природного и светлого, тем лучше. Поэтому когда вы приглашаете специалиста или консультанта по оформлению, будьте внимательны и придирчивы. Не всегда то, что модно и дорого, на самом деле хорошо и полезно.

Священник Максим Первозванский
 
Просмотры: 410 просмотров    Пожаловаться на эту статью
Комментарии (1)  [ просмотреть все комментарии ]
slavjanka - 19:40 4/10/2015 ответ | сообщение
Светлое все лучше, конечно, у моей знакомой в зале были красные портьеры, скорую ей вызывали очень часто. Гипертония.
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму